Новая Гордума Астрахани: прощайте и здравствуйте!
18-09-2020
Итак, у нас прошли выборы седьмого созыва Городской Думы Астрахани. Стоит разобраться с парой вопросов. Например, кто из депутатов уходящего шестого созыва сумел удержать мандаты? Насколько обновился городской парламент? Были ли «черные списки»? И, вообще, чего стоит ждать дальше?
Полу-обновление
Чтобы выяснить, с кем из депутатов уходящего созыва мы прощаемся, «ПУНКТ-А» подготовил вот такую графику. Да простят нас депутаты, кому мы на фото поставили крестики. Это не знак плохого отношения и того, что на вас «крест поставили». Ну, просто не придумали более наглядного способа показать, кто выбывает из рядов парламентариев.
Довольно много крестиков, не так ли? По факту, состав Гордумы обновится больше чем на 50%. Перескочить из шестого созыва в седьмой удалось лишь 17 депутатам. А всего мест в Гордуме Астрахани, напомним, 36.
Попытка - пытка
Из тех, кто выбыл, большинство не предпринимали попыток переизбраться. Так что называть их проигравшими нельзя. Но были и те, кого итоги выборов по-настоящему разочаровали. Вот кто решился пойти на выборы, но так и не сумел пробиться в новый созыв:
один из самых энергичных депутатов прошедшего созыва, предприниматель Артем Бажан (шел самовыдвиженцем, проиграл Камиле Смирновой, «ЕР»)
директор МБУ «Мосты и каналы» Андрей Булыгин (шел самовыдвиженцем)
начпроизводства «Вторчермет» Сергей Генералов (шел от «ЕР», проиграл эсеру Александру Календру)
депутат-эсер Любовь Гаврилина
врач Геннадий Крылов (его история особенно печальна, если вспомнить, что в Гордуму он вошел только в мае – вот такое бессмысленное четырехмесячное депутатство)
«Черный список»?
На заре кампании много кривотолков ходило про страшный «черный список». Якобы чуть ли не лично губернатор потребовал не пущать в новую Гордуму бунтовщиков, кто на знаменитом февральском «празднике непослушания» проголосовал против Марии Пермяковой за Эльвиру Мурадханову. Ну а тем, кто правильно сориентировались во время голосования, слуходелы обещали едва ли не красную ковровую дорожку в новый созыв.
Ну что же, теперь проверить достоверность этих слухов не составляет труда. Фамилии голосовавших известны: 21 депутат за Мурадханову и 11 за Пермякову. Из таблицы ниже видно, что все эти «черно/белые списки» не кореллируют с итогами голосования.
В новой думе мы видим 9 депутатов, кто голосовал за Эльвиру Мурадханову 25 февраля. И не видим почти половину тех, кто поддержал губернаторский выбор. Это значит, либо ЧС не было вовсе, либо мы стали свидетелями потрясающего всепрощения. Обе версии хороши.
«Единая Россия»
Сразу после выборов по провластным тг-каналам прокатилась волна победных реляций про «разгром эсеров», «счет 22:4» и даже «избиение младенцев». После напряженной кампании такую эйфорию понять можно. Хотя на деле желание водрузить ножку на спину поверженного соперника выдает банальную невоспитанность.
Лидер астраханских единоросов Геннадий Орденов итоги кампании подвел более взвешенно. Он заявил, что результаты выборов считает «удовлетворительными» – но не «хорошими» или «отличными». Да, «ЕР» одержала победу и получила в Гордуме большинство. Но партия не взяла ту планку, которую планировала.
Действительно, пятью годами ранее на выборах в Гордуму Астрахани «Единая Россия» провела 11 кандидатов по партсписку и 15 одномандатников – итого 26 мандатов. В 2010 году на пике мэрства Сергея Боженова единоросы и вовсе доминировали в Гордуме, имея 31 голос из 35.
Так что нынешний результат в 22 места – это для «Единой России» недобор. И не стоит делать скидку на самовыдвиженцев, которые "потом войдут во фракцию": в 2015 году фракция тоже заполучила дополнительных депутатов из числа самодвигов. Но сама по себе ситуация пикантная: центральное руководство партии в последнее время не приветствует, когда одни единоросы «кушают» других – для таких игрищ есть праймериз.
Оппозиция
У оппозиции по сравнению с 2015 годом сохранен статус-кво: те же 8 мандатов, как и созыв назад. Правда, есть нюанс. Пять лет назад у эсеров было 5 мандатов, а теперь четыре. Зато у ЛДПР вместо одного кресла — два.
А если учесть, что оппозиционерам традиционно сложнее выигрывать выборы на одномандатных округах (собственно, для этого у нас и вернули мажоритарку), то нынешний исход выборов показывает усиление коммунистов, эсеров и либерал-демократов. Сравните сами: в 2015 году оппозиция сумела взять 1 одномандатный округ из 18-ти (Сергей Кудрявцев, СР). Сейчас – 8 мандатов из 36. Четырехкратный рост. Логично предположить, что при смешанной системе (а именно так пройдут выборы ДАО-2021) у оппозиционеров шансы увеличиваются.
Самовыдвиженцы
Довольно любопытно выглядит пул победителей-самовыдвиженцев. Их шестеро. И четверо из них являются действующими депутатами:
Илья Житерев
Ольга Васильева
Ирина Заикина
и Фархад Туктаров
Трое из четверых (кроме Житерева) состоят в нынешней фракции «Единая Россия». А значит, стоит ожидать, что они присоединятся к ней вновь. Например, Фархад Туктаров, который проявил упорство, выиграл выборы на незнакомом округе и после тотального обновления состава остается одним из самых опытных кадров и может рассчитывать вновь вернуться в обойму думских передовиков.
А вот подастся ли в какую-либо фракцию Илья Житерев, пока не понятно. Он уже побывал единоросом и либерал-демократом, а к левым партиям явно не тяготеет. Да и вообще не фанат партийной дисциплины. Зная Илью Германовича, рискнем предположить, что он останется верен сам себе и будет действовать вне зависимости от группировок. Мажоритарная система это позволяет.
Про остальных двоих самовыдвиженцев, знаем пока мало.
Кто на новенького?
Материал у нас получился большой – но все больше об уходящем созыве. Мы практически не трогали новичков, которых в седьмом созыве аж 19 человек. Ничего, у нас еще пять лет впереди, чтобы познакомиться.
А пока что астраханский околополитический бомонд гадает, кто же в нынешнем созыве станет председателем, а кто займет места двоих зампредов. Версий уйма. Но «железного» варианта явно нет. Иначе бы первое заседание не стали бы переносить с 22 на 29 сентября (эту информацию «ПУНКТ-А» получил неофициально из двух разных источников, так что есть основания поверить). В чем причины задержки с подбором кандидатур, пока не ясно. Хотя чему тут удивляться после прошлогоднего затяжного формирования областного правительства?
Впрочем, пять лет назад мы уже наблюдали нечто подобное. Тогда на федеральном уровне гремела кампания по борьбе с «конфликтами интересов» – АП и «ЕР» зорко следили, чтобы во власть не проникали предприниматели и чьи-нибудь родственники. А то как начнут злоупотреблять в пользу своего бизнеса и устраивать клановость – скандалов не оберешься.
Изначально на должность главы города вроде бы хотели направить Владимира Кулагина. Но истерика с «конфликтом интересов» закрыла Владимиру Владимировичу этот путь. Начали искать замену и выяснили, что среди единоросов (вот ведь удивительно!) сплошь одни предприниматели и никто не подходит. Так, собственно, Алене Губановой и улыбнулась удача возглавить Астрахань на пять лет: она чуть ли не единственная оказалась выходцем не из бизнес-среды.
Не удивимся, что и теперь в высоких кабинетах, перебирая списки победителей, люди в дорогих галстуках цокают языком и очень задумчиво качают головой: выбрать-то не из кого…
P.s.:
Год назад, на 25-летие Гордумы, "ПУНКТ-А" выпустил большой исторический материал про все шесть предыдущих созывов - чем запомнились, как работали и чего добились... Почитайте: получился интересный и познавательный обзор. Вот ссылка.