Главное Федеральное Официально Новости кратко Архив рубрик

Расулу Султанову и Виталию Шведову могут дать больше 10 лет?

24-07-2020

УПК РФ прямо запрещает держать подозреваемых в сизо больше года. Продление ареста астраханским экс-министрам еще на три месяца возможно только при переквалификации статьи на «особо тяжкую» с наказанием больше 10 лет лишения свободы. Разбираемся в деталях.

Год + три месяца
Странная все-таки ситуация. На днях, 21 июля, «Кавказский узел» опубликовал новость, что экс-премьеру астраханского правительства Расулу Султанову и экс-министру финансов региона Виталию Шведову продлен срок содержания в сизо дополнительно на три месяца – до 25 октября. Новость подхватили астраханские сайты и тг-сообщество. 

Однако в пресс-службе Ленинского райсуда Ростова-на-Дону корреспонденту «ПУНКТ-А» сообщили обратное: что решение о продлении меры пресечения не рассматривалось. Так как «Кавказский узел» на свои источники не сослался, а не верить ростовскому суду у нас не было оснований, пришлось новость придержать. 

Тем не менее, источник «ПУНКТ-А», знакомый с ходом расследования, вчера нам все-таки подтвердил: срок экс-министрам действительно продлили на те самые три месяца.

Уголовно-процессуальные нюансы
Стоит напомнить, что в это воскресенье будет ровно год со дня задержания Расула Султанова и Виталия Шведова. Их арестовали 26 июля 2019 года. И тут кроется важный аспект. Обычная практика предполагает, что на доследование дел следователям отводится максимум 12 месяцев, после чего материал все-таки должны быть переданы на рассмотрение в суд. Такой лимит отводит следователям ст. 109 УПК РФ.


Впрочем, в той же статье есть часть 3, согласно которой задержать подозреваемых в следственном изоляторе можно еще на шесть месяцев – но только при соблюдении целого ряда условий: 
а) дело должно быть исключительно важным и предполагать особо тяжкую статью; б) меру о продлении рассматривает областной суд (вероятно, именно поэтому в пресс-службе ростовского райсуда нам ничего не смогли сказать); в) ходатайство следователя о продлении меры пресечения должно завизировать руководство СК России.

Особая тяжесть
В перечисленном списке привлекает внимание первый пункт – про «особо тяжкую статью». Дело в том, что ст. 15 УК РФ четко делит все преступления по степеням тяжести: 
Так, преступлениями малой тяжести считаются нарушения, за которые максимальное наказание не превышает 3 года лишения свободы.  Средняя тяжесть – это статьи с наказанием до 5 лет.  Тяжкие преступления — ДО 10 ЛЕТ.  Наконец, к особо тяжким относятся статьи с наказаниями СВЫШЕ 10 лет лишения свободы. Ну и те, что наказываются еще более строго. Напомним, что Расула Султанова и Виталия Шведова изначально подозревали в нарушении ч. 3 ст. 285 УК РФ: по версии следствия, они при отсутствии реальной необходимости привлекли 6 млрд рублей кредитных средств по ставке 7-8,5% в одном из банков, хотя могли получить бюджетный кредит под 0,1% – и тем самым нанесли бюджету ущерб в размере 212 млн. рублей. Кроме того, действия Шведова и Султанова привели к подрыву авторитета органов муниципальной власти.

Да, это выглядит масштабно. Но ч. 3 ст. 285 УК РФ – внимание! – НЕ ОТНОСИТСЯ К ПЕРЕЧНЮ ОСОБО ТЯЖКИХ СТАТЕЙ. Она "просто" тяжкая. И  это не наше предположение, а указание Генпрокуратуры от 24 января 2020 года №35/11/1. Вот ссылка с перечнем всех статей УК РФ по степени тяжести. 

Таким образом, объяснить задержание министров в следственном изоляторе на срок больше года можно либо вопиющим нарушением (что в деятельности суда и следствия очень маловероятно), либо переквалификацией статьи. И не просто, а с ужесточением.


Слухи
Стоит отметить, что известие о продлении ареста для Расула Султанова и Виталия Шведова вызвало в Астрахани всплеск слухов. Впрочем, повод вспомнить об экс-премьере был и без этого: 22 июля у Расула Султанова был день рождения (ему исполнилось 47 лет), и ряд его знакомых вспомнили об этом в социальных сетях. Прозвучали поздравления и, соответственно, вопросы: а когда суд-то? Адресат, понятное дело, отозваться не смог. А тут и новость от «Кавказского узла» подоспела.

Как бы то ни было, в последние три дня про арестованных министров в астраханских коридорах снова вспомнили. И разговоры ходят самые разные. Вплоть до предположений, что продлили срок хоть и на три месяца, но полностью им следствие воспользоваться не планирует: суд начнется не в октябре, а раньше. 

«Подрыв авторитета муниципальной власти»
Ну и конечно, слухи крутятся вокруг загадочной формулировки Следственного комитета, который обвинил Шведова и Султанова в «подрыве авторитета органов муниципальной власти». 

Пока никто так и не сумел понять, как в уголовное расследование про областных министров и госкредит затесалась «муниципальная власть». Напомним, что к муниципалам относятся сельсоветы, районные администрации и мэрии – и они вообще по Конституции РФ не входят в госвертикаль. Да и в принципе в современном законодательстве такое понятие как «авторитет муниципальной власти» отсутствует (вот вам на эту тему интересная статья с Киберленинки).

Так что чем в итоге обернется суд над Виталием Шведовым и Расулом Султановым, еще не известно. Кажется, будут сюрпризы. Продолжаем следить за развитием событий. 




Другие новости