19-06-2020
Рождение ребенка – важнейшее событие в любой семье. Появление на свет нового человека, первые дни его жизни с глубочайшей древности были обставлены различными обрядами, ритуалами и таинствами. Предки верили, что их соблюдение принесет младенцу здоровье, благополучие, оградит от несчастий в будущем. Некоторые обычаи сохранились и по сей день.
Чтоб никто не догнал
Один из них – разрезание пут. Говорят, подобный обряд существовал у многих народов. Но если для кого-то это фольклор, то в казахских семьях он практикуется и сейчас.
Описание обряда тусау кесу хранится в архиве нематериального культурного наследия Астраханской области. О нем рассказали сотрудникам областного методического центра народной культуры старожилы астраханских сел Марпуга Маженовнысовна Бикмухамбетова (село Затон Камызякского района), Турдубике Уразовна Калиева (село Лебяжье Камызякского района) и Калимат Кайсалиевна Кабышева (село Рассвет Наримановского района).
Период, когда ребенок делает первые шаги, один из самых важных в его жизни. Казахи верят, что от него зависит не только умение ходить как таковое, но и будущая судьба человека.
Обряд разрезания пут проводил житель аула или родственник, качества которого родители хотели видеть в своем ребенке, с пожеланиями: «Жvрдек болсын, талтак боп оспесiн», то есть чтобы был быстрый на подъем, вырос хорошим человеком.
Ножки ребенка перевязывали веревкой, свитой из пестрой ленты, зеленой травы и высушенной толстой бараньей кишки. Лента - чтоб вырос хорошим, честным человеком, не переходил дорогу другим. Трава - чтоб было много растительности, а следовательно молока, чтоб был удачлив в дороге. Баранья кишка - чтоб был всегда сыт, рос и жил без печали.
Веревку завязывали на ножках ребенка восьмеркой. Между ножек ставили хлеб с дырочкой, защищающий от нечистой силы, конфеты, курт. Перерезающий ленту приговаривал: «Кашсан кvтыл, кусан жет», т.е. «Будет убегать - пусть его не догонят, будет преследовать - пусть догонит».
Разрезание пут – праздник, на который приглашались родственники, гости.
Торжество сопровождалось общим угощением. После чего взрослые и дети участвовали в играх и шуточных развлечениях. Перед только что начавшим ходить ребенком клали различные предметы: ножницы, молоток, камчу, домбру, украшение и т.д. По предмету, который взял ребенок, угадывали его будущую профессию.
Прогнать глупость со двора
У ногайцев, как и у многих народов, число сорок имеет сакральное значение. И большинство «детских» обрядов связаны с этим периодом.
«Первые 40 дней после рождения младенца очень значимы, в этот период происходит этап его «очеловечивания». До 40-го дня ребенку дают имя, укладывают впервые в колыбель, сбривают первые волосы, снимают старую одежду, одевают в специальную рубашку (ийткоьйлек), - рассказывает активистка АРОО «Центр ногайской культуры «Эдиге» Эльвира Хасанова. - По наблюдениям наших предков считалось, что после 40 дней ребёнок воспринимает окружающий его мир более осознанно, начинает узнавать родные лица, произносит первые звуки».
Младенец, которому больше 40 дней, называется у ногайцев «кыркынаншыккан бала».
Тело младенца считается слабым, а чтобы оно поскорее стало здоровым, не подвергалось болезням, 40 дней ребенка купают в подсоленной воде.
Обряд сбривания волос проводит дедушка ребенка со стороны матери - нагашатасы. Новорожденного ему приносят домой. Родители дарят мужчине рубашку, он же преподносит ребенку в виде дара бычка или барана. Первые волосы называются «карыншаш», что переводится как «утробные волосы». Ногайцы верят: если их не сбрить, ребенок будет постоянно болеть, у него будет дурной глаз, его проклятия будут сбываться. Волосы мальчика заворачивают в платочек или кусок ткани и привязывают к хвосту лошади - это сделает ребенка сильным, быстрым, выносливым как лошадь. Волосы девочки хранят дома в сундуке, чтобы она была хранительницей домашнего очага, трудолюбивой, хозяйственной. В народе про мальчиков, которые не оправдывают ожиданий, говорят: «Его утробные волосы дома оставили, наверно».
Первая рубашка ребенка называется «собачья». Она шьется из подола нательной рубахи свекра матери новорожденного или почтенного старца, чтобы младенец принял их мудрость, был долгожителем. Так было раньше, говорит Эльвира Хасанова. Сейчас ее заменяет первая распашонка ребёнка, которую на него надели сразу после рождения.
Когда ребенку исполняется 40 дней, считается, что от него уходит «глупость» – то есть он начинает осознавать окружающий мир. В этот день пекут три хлеба с отверстиями посередине. Два из них отдают детям, которых приглашают в гости.
Первую «собачью» рубашку снимают с ребенка и продевают через отверстие в хлебе, который привязывается на шею собаке. А затем дети начинают гонять ее, чтобы собака унесла глупость младенца, «йитакыл», и все плохое в нем. После обряда детей угощают сладостями, чаем.
Практикуется у ногайцев и разрезание пут. Но обряд отличается от того, как проводят его в казахских семьях. Когда ребенок делает первые шаги, принято ставить его на середину комнаты и звать к себе со словами: «Атин, атинджуьр, балам» («Атин, атин ходи, дитя мое»). Во время обряда тысавкесуьв присутствуют бабушки, тети и соседки. Ребенка ставят на платок или ткань и завязывают ноги тесьмой (тысав), сплетенной из разноцветных ниток – треножат. Под ноги малышу кладут деньги, которые потом отдают женщине, перерезавшей путы. Для перерезания пут выбирают женщину здоровую, шуструю (алгыр), деловую и хозяйственную. Можно пригласить родственницу, соседку или подругу, главное - чтобы у нее было много хороших качеств, так как верят, что они переходят к ребенку. При перерезании произносят благопожелание: «юрсин, шапсын бала-йыгылмасын» («чтобы ребенок ходил, бегал и не падал»). Женщина обычно говорит: «Сендейболсын!» («Пусть будет таким (ой) как ты!»). Помимо денег, лежащих у ног младенца, ей дарят также отрез ткани кийит.
Обряды разные, но объединяет их одно: желание, чтобы ребенок рос здоровый и счастливый, стремление дать ему все лучшее, защитить от бед и несчастий. Как бы мы ни отличались друг от друга, а любовь к детям у всех одна и не зависит от национальности.
Читайте также Как астраханские ногайцы стали татарами
Откуда у астраханских казахов столько родственников
Как эпидемия в станице под Астраханью взвинтила цены на карболку в Петербурге
Читать весь архив