05-06-2020
В большой семье. Автор рубрики - Вероника Иошко
В начале этого года в Астраханской области возникло новое национально-культурное объединение – местная ногайская автономия «Ногай Юрт». Казалось бы, замечательно – еще в одном селе люди захотели сохранять и развивать традиционную культуру, укреплять свои корни. Но деятельность активистов не всем пришлась по душе.
Хлопцы, чьи вы будете?
Название села Татарская Башмаковка в Приволжском районе, казалось бы, говорит само за себя – село, стало быть, татарское. Однако не все так просто.
Если заглянуть в Википедию, то можно узнать, что Татарская Башмаковка основана местными юртовскими ногайцами. Точная дата возникновения неизвестна, но первое упоминание относится к 1614 году, а основателем считается некий предводитель из местных ногаев по имени Гила Кызан.
Если открыть Wiki-org, можно найти тот же, слово в слово, текст, только окажется, что село основано местными юртовскими татарами, а именно – предводителем из татар Гила Кызан.
Так кто же здесь живет – татары или ногайцы?
Фото с сайта МО "Татаробашмаковский сельсовет"
Об этом ученые спорят уже много лет. Юртовские ногайцы, юртовские татары, астраханские татары и даже ногайские татары – как только не называют представителей этой этнической группы. Справочник «Этносы и этнические группы Астраханской области», составленный историком-этнографом Андреем Сызрановым и изданный областным методическим центром народной культуры, относит их к одной из четырех подгрупп ногайского населения края, наряду с карагашами, утарами и кундровцами. Но отмечает, что ученые не пришли к единому мнению по поводу этногенеза юртовцев. Одни видят в них ногайцев – выходцев из Большой Ногайской Орды, осевших вокруг Астрахани со второй половины XVI - начала XVII вв. Другие – особую группу «астраханских татар» - потомков татар Астраханского ханства. Третьи считают потомками хазар или печенегов. Сам же Андрей Сызранов полагает, что эта этническая общность – смешанного ногайско-татарского происхождения.
В поисках корней
«У активной части населения давно уже возникали вопросы, - рассказывает председатель местной национально-культурной автономии «Ногай Юрт», учитель истории Татаробашмаковской школы Амир Мусаев. – Вроде нас называют татарами. А когда мы общаемся со средневолжскими татарами, нам говорят: какие же вы татары, вы ногаи. В 90-е годы, когда в юртовских селах возобновили изучение татарского языка, многие спрашивали: а почему мы его изучаем как родной, если он нам не родной? Близкий, но отличается от нашего. Татарское общество проводит Сабантуй – но это не наш праздник, а средневолжских татар. Наши же праздники забываются, наш язык деградирует, за последние почти сто лет не было издано ни одной книги на ногайском. Поэтому осенью прошлого года и было решено создать проект «Ногай Юрт» («Ногайский дом»)».
Цель, по словам Амира Мусаева – сохранение уникального, самобытного местного ногайского языка через издание словаря, грамматики; восстановление культурных традиций (реконструкция национального костюма, песен, танцев); приобщение подрастающего поколения к традиционным ценностям. А в конечном итоге – возрождение этнического самосознания. «Есть документальные свидетельства, что наши деды, прадеды позиционировали себя как ногаи. И историческая справедливость в отношении нашего народа должна восторжествовать», - говорит Амир. Не скрывая, что приближающаяся перепись населения стала поводом для активизации.
Однако деятельность ногайских активистов, выразившаяся в создании групп в соцсетях, организации круглых столов и конференций, не всем пришлась по душе. В ответ пошли упреки в искажении истории, попытках расколоть этнокультурное единство татар. Причем исходят они не из юртовских сел и даже не из Астраханской области, а от татарстанских изданий. Оппоненты заявляют, что астраханские ногайцы – часть татарского относа, а татаризация народа – миф. И чем ближе перепись населения – тем ощутимее накал.
Рассеянный народ
Что за народ астраханские ногайцы и почему возникла такая путаница в определениях?
Предками их считаются средневековые местные кочевые тюркские племена из половцев и печенегов, а также пришедшие с нашествием Батыя в XIII веке мангыты, которые постепенно приняли язык тюрков. Начало ногайской государственности положила Ногайская Орда, просуществовавшая с XV до начала XVII века и ставшая последним крупным независимым объединением кочевников на территории России. «Постепенно ногайцы принимали российское подданство и стали оседать вокруг Астрахани, смешиваясь с местным населением, оставшимся после присоединения Астраханского ханства к Московскому государству. В актах местной администрации их стали писать как «юртовских татар»», - рассказывает президент Центра ногайской культуры «Эдиге» Эльдар Идрисов.
В современной России ногайцы проживают на территории Северного Кавказа, Крыма и Астраханской области. В советское время они не получили автономию: в 1957 году указом Верховного Совета РСФСР ногайскую степь (территорию традиционного проживания на Северном Кавказе) разделили между Ставропольским краем, Дагестанской и Чечено-Ингушской АССР.
Ранее, в 1926 году, когда встал вопрос о всеобщей ликвидации безграмотности и изучении родных языков, ногайцам Дагестана, проживающим в современном Бабаюртовском районе, было предложено воспользоваться кумыкским языком и литературой, ногайцам Астрахани – татарским. То ли из-за нехватки учителей и учебников, то ли такова была политика государства. Говорят, в 1989 году на заседании Советского фонда культуры профессор Николай Баскаков покаялся за те предложения, что он внес в 1926 году по заданию министерства национальностей. Но так или иначе, дети астраханских ногайцев стали учить татарский язык, читать татарских поэтов, впитывая в себя культуру этого народа. Более того – во время переписей населения их стали записывать татарами, а в пятой графе паспорта указывать именно эту национальность. Близость языка и культуры, совместное проживание, смешение «кровей» - все это тоже сыграло свою роль. В итоге многие действительно привыкли считать себя татарами.
Этнический ренессанс
Но не все. Когда в 1970 году во время Всесоюзной переписи населения в список национальностей впервые включили ногайцев, в Астраханской области их оказалось 64. В 1979 году – 86. В 1989 году их число резко выросло до 3958, в 2002-м – до 4570.
И это не оттого, что несколько тысяч ногайцев переехали в Астраханскую область из других регионов. Конец 80-х – начало 90-х годов прошлого века – эпоха возрождения ногайского самосознания. Отправной точкой стало празднование 200-летия села Сеитовка в октябре 1988 года.
Празднование 200-летия села Сеитовка
В 1990 году образовалось общество ногайской культуры «Бирлик», в школах Красноярского района, где живут карагаши, ввели уроки ногайского языка, на местном телевидении стала выходить передача «Тулпар», а на областном уровне проходить ежегодные Джанибековские чтения.
Перепись 2010 года зафиксировала в Астраханской области уже 7 589 ногайцев. На самом деле ногайские корни имеет порядка 40 тысяч населения региона, считает Эльдар Идрисов.
«Несмотря на политику «татаризации» на официальном уровне, в быту ногайское самосознание сохранялось, - говорит он. - Движение за его возрождение началось в рядах интеллигенции карагашей, прежде всего учителей. Мы вспоминаем подвижничество первого председателя общества ногайской культуры в Астраханской области Равиля Джуманова. Свой вклад внесли и ученые, например, лингвист из Татарстана Леонид Арсланов, доказавший сохранность ногайского языка в Астраханской области, этнограф Виктор Викторин - в 1985 году он защитил диссертацию по этнографии ногайцев Нижнего Поволжья».
«Этнокультурный ренессанс» перестроечных лет затронул в основном ногайцев-карагашей, в меньшей степени – юртовцев, испытавших наиболее заметное влияние татарской культуры. Ощутят ли они себя ногаями, как когда-то их деды и прадеды? Перепись покажет. Этническая самоидентификация – дело сугубо добровольное. Сейчас, согласно этническому паспорту Татаробашмаковского сельсовета, размещенному на сайте муниципального образования, 67% населения МО составляют татары. Ногайцы в паспорте отсутствуют.
Фото с сайта МО "Татаробашмаковский сельсовет"
Источник – Нацакцент
Кстати
Расселение ногайских групп по Астраханской области:
- юртовцы проживают в селах Приволжского района: Татарская Башмаковка, Карагали, Яксатово; Наримановского района – Солянка; в Астрахани – поселках Мошаик и Зацарев (Тияк);
- едисанцы (подгруппа юртовцев) - Приволжский район: Килинчи, Семиковка, Три Протока, Кулаковка
- карагаши - Красноярский район: Сеитовка, Айсапай, Куянлы, Зайковка, Новорусовка, Ясын-Соккан, Джанай, Малый Арал; Харабалинский: Лапас, Приволжский: Растопуловка, Наримановский: Сенной, Караагаш, Астрахань: Кирикили, Свободный, Янго-Аул, мкрн Бабаевского;
- кундровцы - в селе Тулугановка Володарского района;
- утары - в селе Янго-Аскер Наримановского района, Зензели Лиманского района, а также в соседних районах Калмыкии.
Читайте также В большой семье. Почему астраханские евреи не спали прошлой ночью
В большой семье. По ком звонил колокол церкви Святой Рипсиме в Астрахани
В большой семье. Сотни астраханцев воевали в ополчении против банд Басаева в августе 99-го в горах Дагестана
Читать весь архив