11-05-2020
Автор рубрики - Владимир Паньков
Весна этого года проходит под знаком пандемии, большинство фотографов дикой природы и в Астрахани, и в других регионах находятся на самоизоляции и лишь изредка выбираются за город, чтобы хоть на какой-то недолгий момент вернуться к любимому хобби. Впрочем, и природа в этом году мало радует – теплая зима и сухая весна привели к тому, что цветение тюльпанов, ирисов, было очень коротким и слабым. Была определенная надежда на маки, но и их снова оказалось мало, еще меньше, чем в прошлом году.
Цветущий в нашем регионе мак, как подсказал в прошлом году читатель – это мак песчаный, распространенный только вокруг Каспийского моря. Среди родственных видов он выглядит особенно скромно по размерам, стебель растения довольно короткий, да и цветы некрупные, зато в благоприятные годы отличался массовым цветением, когда полупустыня на неделю окрашивалась в ярко-красный цвет.
Традиционно самым популярным местом фотографирования маков были окрестности села Николаевки – и от города совсем недалеко, и дорога асфальтовая, подходит для любой городской малолитражки, да и маков там было много. Но в последние года три привычное место все чаще подводит, и привозить туда влюбленные парочки для фотосессии на красном фоне уже бесполезно.
В этом году маков особенно мало, что объясняется на редкость сухой весной – дождей было очень мало, те, что были – едва смочили землю и прибили пыль. Из-за этого в полупустынях очень слабый травяной покров, эфемерная растительность в високосном году особенно эфемерна. Возможно, в других районах ситуация с растительностью получше, к примеру, в прошлом году уже в конце мая, когда около Николаевки маки давно отцвели, я встретил цветущие поляны дальше на запад, около села Линейное.
Это фото адониса летнего рядом с маком, и те, что дальше, сняты в прошлом году.
Впрочем, как сообщило на днях агентство ТАСС, в Астраханской области в апреле этого года выпало всего 5 мм осадков, это 26% от в принципе очень скромной месячной нормы. Похожая ситуация в целом по Югу России, но все же четверть от нормы – это очень мало, даже по сравнению с соседними регионами.
Поэтому не увидели мы в этом году многих растений – например, краснокнижного Адониса летнего. Это очень редкий в дикой природе цветок, сохранившийся буквально в считанных местах в нашем регионе. Надеюсь, семена адониса остались в почве и в более благоприятные годы они взойдут.
Не нашел я в эту весну и дикий каспийский лук, который еще в прошлом году на некоторых буграх рос довольно плотно. Всю весну его широкий мясистые листья возвышались над землей, чтобы в мае взметнуть мощные «стрелы» с шаровидными соцветиями, похожими на праздничный салют.
В благоприятные годы полупустыня удивила меня и массовым цветением лютиков, которые для меня ассоциируются с более влажными почвами. Кстати, точное наименование этого вида тогда мне не сказали даже специалисты из других регионов.
Еще один интересный вид цветущих растений, которые раньше можно было найти в астраханских полупустынях – козлобородники. В Астрахани их желтые цветы в мае украшают практически каждую улицу, вид стал очень массовым, а вот в полупустыне цветет другой вид, отличающийся красновато-лиловыми цветами. Но не в этом году.
В общем, даже если бы не режим самоизоляции – фотографировать в этом году можно разве что цветущие тамариски (или тамариксы, встречается и такой вариант названия). Выносливые кустарники приспособлены к любой засухе, и, несмотря на неблагоприятные условия, сплошь покрыты мелкими, но многочисленными цветами.
Но жизнь продолжается, подчиняясь своим, зачастую неизвестным нам законам и циклам. Ранний паводок, вызвавший нарекания от многих рыбаков, оказался довольно благоприятным для западного ильменно-бугрового района, многие ильмени, пересохшие в прошлом, особо скупом на половодье, году, снова заполнила вода – а значит, есть надежда, что следующая весна будет лучше.