18-02-2020
Женщина утверждает, что даже не заказывала лекарство — посылка якобы была новогодним подарком от знакомого, который консультировал ее по поводу лечения, пишет «Коммерсант».
По данным издания, Ольга Калиновская с 2008 года жила на Украине, где у нее диагностировали депрессивное расстройство личности, а также заподозрили синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Знакомый из Норвегии, который сам живет с СДВГ и удаленно консультирует других пациентов, посоветовал для лечения бупропион; она несколько раз без каких-либо проблем заказывала препарат на Украину у индийской фармацевтической компании.
В 2017 году Калиновская с семьей переехала в Волгоград, чтобы ухаживать за престарелой матерью. В декабре 2019 года она получила извещение о посылке из Индии, которую, по ее словам, не заказывала - знакомый из Норвегии отправил ей ее без предупреждения. В почтовом отделении ее задержали, а впоследствии возбудили уголовное дело.
Как пояснили ПУНКТ-А в Астраханской таможне, в посылке, которую получила жительница Волгограда, находились таблетки с надписью «Bupropion Hydrocgloride Extended Release Tablets USP» в количестве 300 штук. Препарат был направлен на экспертизу, которая показала, что изъятые таблетки содержат в своем составе производное наркотического средства «эфедрон» (меткатинон) общей массой 90 граммов.
В соответствии с «Перечнем наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» «эфедрон» (меткатинон) отнесены к списку №1 наркотических средств, и ввоз данного препарата на территорию Российской Федерации запрещен, сообщили в таможне. В связи с чем было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 229.1 УК РФ (контрабанда наркотических средств), материалы которого переданы в Волгоградское Линейное Управление МВД России на транспорте. Ответственность за такое преступление предусматривает лишение свободы на срок от 10 до 20 лет.
Как пишет «Коммерсант», в начале 2019 года российские правоохранительные органы начали арестовывать граждан, заказывающих препараты с бупропионом в зарубежных интернет-магазинах. Дело в том, что в российском законодательстве с 2012 года есть понятие «производные наркотических средств» — так называют вещества, созданные путем небольшого изменения химической формулы наркотика. «Производные» не внесены в список запрещенных веществ, но все равно считаются наркотиком. Такая формулировка появилась в рамках борьбы с новыми видами наркотиков, прежде всего «спайсами» — производители быстро меняли части формулы, что позволяло какое-то время продавать наркотик без угрозы наказания. Однако юристы и наркологи, по данным издания, уже тогда критиковали идею с «производными» за правовую неопределенность: они предупреждали, что рано или поздно под запрет попадут легальные фармацевтические препараты.
«В отношении наркотических средств установлены специальные правила их перемещения через таможенную границу Таможенного союза», - прокомментировала ПУНКТ-А пресс-секретарь Астраханской таможни Динара Межитова.
Для того чтобы приобрести за границей подобные препараты и не сесть за это на большой срок, должны быть показания к их применению, зафиксированные документально медицинскими учреждениями. Таких документов Ольга Калиновская не представила.
Эксперты, опрошенные «Коммерсантом», указывают, что ни в одном российском нормативно-правовом акте не зафиксирован запрет бупропиона к обороту в РФ, нигде официально не указано, что он считается наркотиком, и «откуда Ольга Калиновская могла знать, что лекарство, которое она свободно покупала в Украине, вдруг оказалось наркотиком в России». Но, как известно, незнание закона не освобождает от ответственности. Кроме того, существуют правила международных почтовых отправлений, устанавливающие перечень товаров, пересылка которых запрещена, они находятся в открытом доступе в сети интернет и в каждом почтовом отделении.