Главное Федеральное Официально Новости кратко Архив рубрик

Записки астраханского натуралиста. Евгений Комаров – о «краснокнижных» насекомых

22-12-2019

Автор рубрики - Владимир Паньков


Когда я только начал заниматься макросъемкой и интересоваться насекомыми, меня несколько удивил список видов, включенных в Красную книгу Астраханской области – почему, к примеру, из богомолов внесен только один вид, Боливария короткокрылая? Но задать эти вопросы мне было особо некому, пока я не познакомился со специалистом по насекомым из Волгоградской области Евгением Комаровым. Как выяснилось, региональный список насекомых, подлежащих защите, вызывает удивление не только у меня…


Евгений Комаров с бабочкой Сатурнией терновой

Итак, сегодня гость нашей рубрики – широко известный в узких кругах специалистов энтомолог Евгений Комаров, автор свыше 150 научных публикаций, первооткрыватель более десятка новых видов насекомых, кандидат биологических наук, начальник отдела карантина и семеноводства Волгоградского филиала ФГБУ "Ростовский референтный центр Россельхознадзора".

- Евгений, насколько я понимаю, вы специалист в целом по насекомым юга России и сопредельных государств?

- Не совсем так. В большей степени я занимаюсь жесткокрылыми насекомыми, хотя в нашем регионе – Нижнем Поволжье, занимаюсь и другими группами. Тем более, что Астраханская область, территория которой располагается на крайнем юго-востоке европейской части России, крайне интересна для энтомологов. Здесь обитает огромное число насекомых, которые в пределах России не встречаются более нигде. Практически каждая наша экспедиция сюда приносит новые, совершенно неожиданные находки. А часто здесь обнаруживаются и неизвестные ранее науке виды. Так, например, в 2012 году из окрестностей станции Досанг был описан новый вид жука из семейства листоедов – Aphilenia astakhovi Moseyko, 2012. Остальные виды этого рода обитают только в Центральной Азии. Поэтому любая новая информация о мире насекомых Астраханской области всегда привлекает внимание специалистов.


Жук Aphilenia astakhovi

Когда в 2014 году появилось новое издание Красной книги Астраханской области, ожидалось, что в нем будут исправлены многочисленные ошибки и несуразности первого издания. Поэтому, будучи соседями и неплохо зная фауну насекомых этого региона, волгоградские энтомологи внимательно изучили тот раздел красной книги, который посвящен именно этой группе. Увы, наряду с действительно необходимым включением в новое издание редких, характерных именно для Астраханской области видов, таких как голубянка угольная (Praephilotes anthracias) и каллимах (Tomares callimachus), в нем не только сохранились практически все недостатки старого, но и добавились новые.


Бабочка голубянка угольная Praephilotes anthracias

В качестве примера можно привести включение в красную книгу региона павлиноглазки обыкновенной (Saturnia pavonia), общепринятое русское название которой на самом деле павлиний глаз малый ночной  или павлиноглазка малая. Распространение этого вида в европейской России на юге ограничивается правобережьем реки Дон в Волгоградской области и его обитание на территории Астраханской области крайне сомнительно. Этот вывод подтверждается фотографией, которая иллюстрирует очерк о «павлиноглазке обыкновенной». На ней совершенно другой вид – сатурния грушевая (Saturnia piri), действительно обитающая в Астраханской области и вполне заслуженно тоже включенная в красную книгу.


Самая крупная бабочка Европы сатурния грушевая Saturnia piri

- Это я так понимаю не единственная ошибка?

- Вероятно, допущена ошибка и с включением в список красной книги жужелицы решетчатой (Carabus cancellatus), ареал которой в Нижнем Поволжье аналогичен предыдущему виду – малой сатурнии. Скорее всего, за жужелицу решетчатую приняли довольно обычный для Астраханской области гигрофильный вид – Carabus clathratus.

Крайне «сенсационно» включение в красную книгу красотела сетчатого (Callisthenes reticulatus) – вида, европейская популяция которого считается исчезнувшей уже свыше 100 лет. За этот период на территории России нет ни единого достоверного факта его обнаружения. Однако, по утверждениям автора очерка, этот вид «зарегистрирован на возделываемых полях Волго-Ахтубинской поймы», а на приложенной карте указано 10 мест его находок как на левом, так и на правом берегах Волги. А вот действительно зарегистрированные в Астраханской области, крайне редкие и не известные более нигде в России красотел рейттера (Calosoma reitteri), тафоксенус голиаф (Taphoxenus goliath), обитатель песчаных пустынь Центральной Азии хрущик Pseudadoretus phthisicus, богомол Severinia turcomaniae и многие другие составителями красной книги были проигнорированы.


Жук красотел рейттера Calosoma reitteri

И хотелось бы отметить значительное количество ошибок в видовых очерках этого издания. Так, если верить авторам, то бронзовка гладкая питается «личинками усачей, златок и других ксилофагов», хотя жуки этого вида питаются вытекающим из повреждений на стволах деревьев соком; зегрис эвфема отнесена к семейству голубянок (на самом деле – семейство белянки); кормовые растения гусениц голубянки стальной «различные розоцветные и бобовые», тогда как этот вид развивается исключительно на лохе, а имаго и личинки голубянки угольной, по мнению автора, «откармливаются на кустах караганы», хотя она является монофагом на джузгуне безлистном.

- Вот по богомолам хотелось бы уточнить, мне нравятся эти насекомые, и в отличие от тех же жуков, у нас их много меньше – всего 7-8 видов. Но в Красную книгу внесена только Боливария короткокрылая, или пустынная, на мой взгляд, довольно обычный вид на Нижней Волге. Или я ошибаюсь, и это действительно очень редкий вид, который находится под угрозой исчезновения? А другие виды богомолов, получается, вне опасности?

- Ну нет, конечно. Боливария в Астраханской и Волгоградской областях – довольно обычный вид, да и обитает в сухостепных и полупустынных стациях, в том числе даже сильно трансформированных человеком. В Волгограде ее можно встретить прямо в черте города. Поэтому не думаю, что этому виду что-либо угрожает. Из представителей богомолов намного более редкими являются Rivetina nana, Severinia turcomaniae и богомол-крошка (Armene pusilla). Приношу извинения за латынь, но общепринятых русских названий у первых двух видов нет.


Богомол Severinia turcomaniae

- Какие еще редкие виды, на ваш взгляд, не попали в астраханскую Красную книгу?

- Не попали в нее и такие характерные для региона и повсеместно редкие виды, как скакун Cicindela lacteola и жужелица-слизнеед Chlaenius (Epomis) dejeanii, тогда как совершенно обычные и многочисленные виды, популяциям которых ничто не угрожает, были включены в список охраняемых. Это парусник подалирий, голубянка икар, дневной павлиний глаз, молочайный и линейчатый бражники, медведица геба и другие.


Жук-скакун Cicindela lacteola

- Да, парусника подалирия летом я очень часто встречаю в Астрахани (https://punkt-a.info/news/glavnoe/zapiski-astrakhanskogo-naturalista-makhaon-i-podaliriy)… А как вообще происходит отбор видов насекомых для Красной книги? Как определить численность популяции определенного вида насекомых?

- Это очень интересный вопрос. В абсолютном большинстве случаев в региональные красные книги включают ярких, заметных и эффектных насекомых, которым на самом деле ничто не угрожает. Но, на самом деле, проблема включения тех или иных видов насекомых в списки охраняемых заключается в том, что формат красной книги мало пригоден для этой группы живых организмов. Стратегия сохранения популяции у насекомых принципиально отлична от тех же позвоночных животных – рыб, птиц, млекопитающих и заключается главным образом в огромной их плодовитости. Отсюда вытекает тот факт, что меры охраны насекомых должны быть совершенно иными, чем применяемые к позвоночным. Бессмысленные рекомендации по запрету коллекционирования включенных в красные книги видов насекомых, прописываемые в мерах охраны, у грамотного специалиста-энтомолога могут вызвать только смех. Одно дело – запрет охоты на краснокнижные виды птиц и млекопитающих, у которых самка приносит за год от одного до 5-6 детенышей (птенцов), да и численность популяций этих видов исчисляется сотнями, а то и десятками особей. Совершенно иное – насекомые, у которых самой природой предусмотрена гибель 80-90% особей от разнообразных естественных факторов – хищников, паразитов, погодных условий, а численность их популяций насчитывает сотни тысяч, а часто и более. Поэтому и плодовитость у насекомых не идет ни в какое сравнение с позвоночными: количество яиц, откладываемых одной самкой, может насчитывать от нескольких сотен до тысяч. Именно поэтому вылов насекомых человеком абсолютно не способен оказать даже самое минимальное воздействие на состояние их популяций. Что касается определения их численности, то каких-либо более-менее достоверных методов, позволяющих ее оценить, нет. Оценка всегда приблизительна и является, как правило, субъективной: массовый вид, обычный, редкий. Хотя для многих насекомых, ведущих скрытный образ жизни, даже такие оценки мало применимы. Могу из собственного опыта сказать, что очень часто вид, который я считал «редким», оказывался обычным, а то и многочисленным после того, когда начинаешь понимать где, когда и как его искать.

- Какие факторы вообще угрожают насекомым, могут привести к исчезновению того или иного вида? В целом – как вы считаете, насекомые Астраханской области сокращаются в численности и в видовом составе?

- Ну, вот мы и продолжим ту мысль, которую я начал развивать при ответе на предыдущий вопрос. Каким образом возможно сохранять и охранять популяции насекомых? На самом деле ответ лежит на поверхности. Способ единственный – это сохранение их местообитаний не допуская их антропогенной трансформации. Сохраняя в естественном состоянии значительные участки характерных для регионов ландшафтов мы одновременно обеспечиваем и сохранение всего комплекса энтомофауны, свойственного таким местообитаниям. Напротив, распашка степных местообитаний, вырубка лесов, изменение режима водоемов и т.п. очень быстро могут привести к исчезновению многих видов, условия обитания которых ограничены достаточно узкими экологическими «рамками». Я прекрасно понимаю, что человек вынужден расширять свою деятельность и трансформация природных экосистем происходила, происходит и будет происходить в дальнейшем. Однако при этом необходимо приложить максимальные усилия для сохранения уникальных для каждого региона природных ландшафтов в виде заповедников, национальных и природных парков, иных форм охраняемых территорий.

Что касается конкретно Астраханской области, то здесь наиболее интересными местообитаниями, с точки зрения сообществ насекомых, являются окрестности озера Баскунчак, песчаные массивы левобережья и бэровские бугры на крайнем юге региона. Сообщества видов насекомых в дельте и, особенно, пойме Волги очень многочисленны, однако их своеобразие в сравнении с зональными ландшафтами значительно ниже. 

Нет никаких достоверных данных о каком-либо снижении численности тех или иных видов насекомых в регионе, как и о снижении их видового разнообразия. К тому же, численность популяций многих видов подвержена постоянным изменениям в силу как природных факторов, так и их биологических особенностей. В результате виды, встречавшиеся на протяжении долгого времени единично, дают вспышку массового размножения, а затем их количество снова сокращается. Что является причинами таких колебаний – человек еще знает явно недостаточно. Тем интереснее заниматься изучением мира насекомых, где ежегодно делаешь для себя маленькие, а то и большие открытия.


Жужелица золтоямчатая Carabus Clathratus





Другие новости