Хотя во время визита Владимира Путина в Ахтубинск почти по всем сферам астраханской экономики была обещана миллиардная федеральная поддержка, самым внушительным и дорогим проектом стало создание ОЭЗ портового типа в селе Оля. Стоимость её по меркам региона фантастическая - 75 млрд рублей. Для сравнения, это полтора годовых бюджета нашего региона. Оправданы ли такие космические суммы? И зачем Астраханской области нужна ещё особая экономическая зона?
Шеин засомневался
Одним из первых, кто публично высказал сомнения относительно нового проекта, стал депутат Госдумы РФ
Олег Шеин. Эсер привёл любопытные данные: дескать фирма, которая выступила основным инвестором ОЭЗ - это компания-однодневка с уставным капиталом 10 тыс. рублей:
«Создание особой экономической зоны в порту Оля вызывает сомнение. Лично я вообще не уверен в ее необходимости, но обстоятельства принятия данного решения весьма специфичны. 15 апреля экс-депутат от Единой России Олег Савченко создает фирму с уставным капиталом в 10.000 рублей. Спустя четыре дня он подписывает соглашение с врио губернатора Астраханской области о готовности вложить в порт Оля 15 миллиардов рублей. Затем наступают праздники, после которых на подпись президенту ложится бумага о создании Особой экономической зоны «порт Оля», в которую предстоит вложить дополнительно 60 миллиардов рублей. И, конечно, здесь деньги госкорпораций и бюджета. Весьма смелая и весьма сомнительная история. Вот только не надо было втягивать в неё президента. Он и обидеться может на такое», - написал Олег Шеин в Фейсбуке.
Впрочем, «втянули» президента (если уж выражаться словами Олега Васильевича) в эту затею гораздо раньше. Еще в конце прошлого года. Тогда Путин подписал ряд указов о социально-экономическом развитии Астраханской области. В числе поручений как раз и значилось создание
особой зоны портового типа. Указание Путина стало неожиданностью для астраханского кабмина.
Главная странность в том, что обычно такие решения не "спускают сверху", а "пробивают снизу": сами регионы долго добиваются права создать особые зоны. Так было, к примеру, с нашей первой ОЭК - "Лотос".
Откуда ветер дует?
Когда поручение президента рассмотреть возможность создания ОЭЗ "Оля" вышло (12 декабря 2018 г.), астраханцы не проявили большой активности. Прошло лишь одно совещание под председательством Сергея Морозова. А дальше - тишина до самого визита Путина в Ахтубинск.
Зато эту ОЭЗ активно лоббируют большие московские чиновники. Причём делают это так ловко, что на неё уже согласен даже минфин
Антон Силуанов, который давать деньги из бюджета по определению не любит - у него работа такая. Тем не менее в Ахтубинске он заявил:
- Мы обсуждали вопрос создания портовой особой экономической зоны. Это будет, наверное, одно из первых подобных решений. Почему? Потому что был определённый период, зоны создавались, но не было инвесторов. Сейчас мы согласны с предложением о создании зон и, действительно, создании льготного налогового режима, но под конкретные обязательства инвестора. Мне кажется, здесь нужно сразу «на берегу» договориться, с тем чтобы эта зона была не на бумаге. Инвестор по предложениям должен вложить около 15 миллиардов рублей, и мы считаем, что такой взаимный договор, когда мы обнуляем практически все налоги, но под конкретные инвестиции, он абсолютно оправдан.
В пользу открытия новой ОЭЗ говорил и (внезапно!) нынешний директор особой зоны «Лотос»
Сергей Милушкин. Он заявил, что мир переходит на контейнеры (в частности, между Индией и Европой за прошлый год перевезено порядка 15 миллионов контейнеров, рост +12%). При этом перевозчики ищут альтернативные Суэцкому каналу пути доставки грузов из Европы в Азию и обратно. Эту тенденцию уловили наши конкуренты, и трассы «Один пояс, один путь» пошли мимо России: все основные порты на Каспии – это Актау, Энзели и Алят – имеют свободные экономические зоны. Ну, и в-третьих, коридор «Север–Юг» может быть как раз относительно Суэцкого канала более коротким, потому что это 7 тысяч километров доставки из Индии в Европу против 14 тысяч километров через «Суэц», более быстрым – 17 против 35 суток, и более выгодным – 4500 против 6000 долларов США за 40-футовый контейнер.
- Наше предложение – это строительство частного порта. Сразу отмечу, что мы уже провели переговоры и нашли такого частного инвестора – это портово-логистическая компания «Каспий», владелец – Савченко Олег Владимирович, основной акционер Европейской подшипниковой корпорации (крупный машиностроительный холдинг). Подписано соглашение с Астраханской областью. Он готов вложить порядка 15 миллиардов рублей в строительство частного порта под обязательства Астраханской области и Российской Федерации, если такое решение будет принято по созданию портовой особой экономической зоны. Кроме того, мы провели целый ряд переговоров, и подписано соглашение с управляющей компанией порта «Бронка» (Санкт-Петербург). В ближайшее время планируем подписать соглашение с объединением немецких логистических компаний BVL по аналогии с портом «Бронка». Тем самым мы, по сути, сейчас планируем и создаём такие предпосылки, чтобы появилась нормальная контейнерная линия между Европой и Астраханью, и далее ведём переговоры с индийскими и китайскими перевозчиками. Кроме того, вместе с ОСК мы проработали уже возможность строительства современных контейнеровозов на сжиженном газе, что позволит составить конкуренцию всем возможным перевозчикам контейнеров на Каспии, перевозя до 500 контейнеров на одном контейнеровозе, и в презентации ОСК такие расчёты уже сделаны, - сообщил Сергей Милушкин Владимиру Путину.
Почему директор первой зоны так ратует за вторую, понятно: с расширением функций Оля на заводе «Лотос» могут появиться новые заказы, а значит, первая ОЭЗ будет жить. Но зачем это нужно федеральным чиновникам и лично президенту, остаётся загадкой. Варианта, как нам кажется, три:
Поддержать кампанию Сергея Морозова глобальной темой (хотя это ну очень неправдоподобно: из пушки по воробьям не стреляют);
Это большой бизнес-проект неких инвесторов, у которых хорошее лобби в правительстве
Это чистая геополитическая инициатива самого президента. Путин может помнить Оля еще со времен своего первого визита в Астраханскую область. Название села к этому располагает: все приезжие поначалу путаются в ударении - вроде красивое женское имя, а говорить надо в подвывертом.
Было бы понятно, если бы идея форсированно развивать грузоперевозки в Оля получила поддержку лет 15 назад, при Анатолии Гужвине - он действительно вкладывал серьезные усилия, чтобы пролоббировать развитие коридора "Север - Юг". Сейчас, когда соседи по Каспию уже успели сделать многое для развития собственной инфраструктуры, такой проект смотрится странно. С другой стороны, для Астраханской области даже такой вариант способен принести много пользы.
Человек предполагает, а ОЭЗ располагает
Конечно, не нам гадать, насколько успешной может оказаться ещё одна ОЭЗ. Возможно, широкая заинтересованность в этом проекте со стороны Москвы не оставит нас наедине с наполеоновскими планами, как это и было с «Лотосом». Однако не стоит забывать, что подобные глобальные идеи завязаны на внешнеэкономическую и геополитическую составляющие, и как только меняется порядок вещей на мировой арене, ОЭЗ страдает первой. Несколько лет назад Александр Жилкин рассказал, почему зона «Лотос» не достигла тех результатов, которые планировались. По словам губернатора, в том, что среди резидентов ОЭЗ нет ни одного именитого брэнда, вина экономических санкций против России.
«Создание зоны - это не наша блажь и не веяние моды. Когда у нас родилась эта идея, у региона уже были договорённости с такими гигантами, как, к примеру, «Сименс» и голландская судостроительная компания «Дамен». Они планировали организовать здесь производства, которые бы обслуживали не только российский рынок, но также СНГ, индийское и китайское направления. Однако в связи с политической обстановкой и последующими санкциями от такой идеи пришлось отказаться», - рассказывал тогда губернатор.
Действительно, в далёком 2013-м делегация Астраханской области несколько раз ездила в Голландию, где проводила переговоры с рядом голландских судостроительных компаний. Среди них были обозначенные Жилкиным Damen ShipYard Group и Siemens Nederland NV Bruinhof Marine, а также IHC Merwede (дноуглубительный флот), Maprom Engineering B.V. и другие. По нашей информации, верфи и производители судового оборудования и вправду высказывали заинтересованность в Астраханской области, ссылаясь на то, что транспортировать продукцию, к примеру, в Китай через всю Россию или в обход неё крайне затратно. С кем-то даже было подписано предварительное соглашение о намерениях - его требовали федеральные власти как аргумент для создания зоны. С некоторыми компаниями действительно связь прервалась из-за санкций. Например, «восточное» отделение Damen (то есть то самое, которое и подумывали расширить за счёт ОЭЗ) находилось в Киеве. Почему здесь не срослось, понятно и без объяснений.
К вопросу о геопозиции
На сегодняшний день ОЭЗ «Лотос» назвать убыточной нельзя, но и статус бурно растущей она тоже не имеет. Мы уже писали о том, что ожидаемый объём налоговых отчислений резидентов ОЭЗ в бюджет Астраханской области от изначального уменьшился в несколько раз. Кстати, об этом же депутаты говорили и на отчёте врио губернатора Сергея Морозова перед Думой: мол, «доколе?!».
– Мы активно занимаемся ОЭЗ. И хотелось бы, чтобы она эффективно входила в экономический потенциал области, выпускала инновационную продукцию, потребную в России. Когда нам говорят, что «мы будем выпускать инновационные шприцы по цене в два-три раза дороже того, что есть на рынке, а вы нам помогайте их продать» – то, наверное, это не то производство, которое нужно развивать. Мы готовы помогать, согласовать все льготы, но при условии эффективной работы зоны, - отметила Ирина Родненко.
Действительно, производство шприцев, кормов для рыб, трубок для капельного орошения и прочего не очень вписывается в изначальную концепцию ОЭЗ судостроительного типа, хоть и понять, почему так вышло, несложно. С одной стороны прошло слишком мало времени для «раскрутки». С другой, месторасположение Астраханской области играет как за нас, так и против. В «досанкционный» период, может быть, мы и были интересны европейским судостроительным фирмам, поскольку отсюда и вправду было выгодно снабжать крупный российский рынок судовыми деталями, которые в России не производились. Однако сейчас западный рынок перекрыт, а размещать отечественные производства куда логичнее не на окраине государства, а в его центре.
Но одно дело производственные мощности, а другие - логистика и грузоперевозки. Возможно, портовая зона и вправду здесь окажется «к месту». К тому же очевидно, что у «федералов» сейчас тоже есть свой интерес и некие договорённости с крупными инвесторами (не исключено, что Савченко лишь вершина айсберга), но как долго они будут актуальны? Учитывая, что московские чиновники так усиленно настаивают на скорейшем решении вопроса, им важно не упустить рыбку с крючка. Но что будет, если договорённости сорвутся, а ОЭЗ уже создадут?
Если бы кто-то в астраханском кабмине или бизнесе был заинтересован в портовой зоне, то давно бы эту тему уже инициировали, тем более что разговоры о расширении Оля ведутся последние лет 15. За эти годы было достаточно возможностей реализовать эту идею фикс, но сегодня сделать это непросто: грузы ушли по другим направлениям, построилось другие порты, изменилась обстановка в мире. Удастся ли теперь затащить к нам грузы, да ещё в условиях санкций, большой вопрос.