Месяц назад, на февральском пленарном заседании Дума Астраханской области под председательством Игоря Мартынова приняла в первом чтении ряд законов по возвращению некоторых льгот и учреждению новых. Пожалуй, самой громкой новацией стал закон о льготах «детям войны».
Стоит напомнить, что принятия подобного закона астраханские коммунисты (и не только) добивались уже очень давно: они требовали, чтобы поддержка государства распространялась не только на ветеранов ВОВ и тружеников тыла, но и на тех, кому война испортила детство. Однако долгие годы их усилия были тщетны: само понятие «детей войны» не было закреплено юридически.
И вот, казалось бы, оппозиция добилась своего. Но радоваться астраханские коммунисты и эсеры почему-то не стали. Критические замечания в адрес законопроекта начали раздаваться уже на первом пленарном заседании. Так, оппозицию не устроило то, что адресатами закона являются 1067 «детей войны», тогда как под данную возрастную категорию подпадает около 60 тысяч астраханцев. Впрочем, полпред губернатора в Думе Астраханской области Виктория Гурьянова парировала, что речь идет только о тех «детях войны», которые не вошли в иные категории льготополучателей. То есть, остальные «59 тысяч» уже и без статуса «детей войны» пользуются различными льготами, как «ветераны труда» и т. д.
Казалось бы, самый главный контр-аргумент преодолели. Но неожиданно «соцпакет Сергея Морозова» едва не споткнулся на мелочи. Оппозиционные депутаты взбунтовались по поводу… датировки войны.
Дело в том, что в первоначальной версии законопроекта было дано четкое определение «детей войны» – это те граждане,
кто родился в период с 10 мая 1927 года по 9 мая 1945 года. Логика понятна: это все, кто на момент окончания ВОВ не успел перешагнуть рубеж совершеннолетия.
Но, как оказалось, оппозицию эти даты не устроили. Ко второму чтению в законопроект внесли сразу шесть поправок с требованиями написать другие даты: а именно – включить в категорию «детей войны» еще и тех,
кто успел родиться летом 1945 года, когда Советский Союз воевал еще и с Японией.
Самое забавное, что сами же оппозиционеры не сошлись в датировках: одни поправки были написаны на 2 сентября, другие – на 3 сентября. Впрочем, не суть – все поправки профильный комитет постановил отклонить.
Защищая свою поправку, эсер
Александр Каманин выступил с пламенным воззванием, что «дети русско-японской войны тоже были лишены детства, стояли у станков и восстанавливали разрушенную страну».
Полпред губернатора в ДАО
Виктория Гурьянова парировала, что Русско-Японская война имела место в 1904-1905 годах:
– Давайте уже говорить грамотно в юридическом и в историческом смысле. Вы, вероятно, говорите о Советско-Японской войне. И я напомню, что она имела место с 9 августа по 3 сентября 1945 года. То есть, ни в конце мая, ни в июне, ни в июле 1945 года военные действия не шли.
Впрочем, такой аргумент оппозиционеров не устроил. Законопроект по очереди торпедировали и эсеры, и коммунисты, и либерал-демократы. Лидер фракции ЛДПР
Тимофей Щербаков высказался откровенно:
– Ну, что, вам жалко что ли пойти на эту уступку? Это не огромное число людей, не огромные суммы. Я просто не понимаю, почему такая упертая позиция.
И все-таки думское большинство проголосовало за отклонение поправок. «Детьми войны» в Астраханской области признаются только те граждане, чье детство пришлось на Великую Отечественную.
И никаких жертв «японского милитаризма»...