Главное Федеральное Официально Новости кратко Архив рубрик

Олег Шеин докопался до астраханской картошки

13-02-2019

Депутат Госдумы РФ, эсер Олег Шеин опубликовал в своем "Живом журнале" разгромный аналитический пост про астраханские урожаи: лидер местных лево-центристов усомнился в реальности урожая в 2 млн тонн, который Астраханская область якобы собрала в 2018 году. Дабы докопаться до истины, Олег Васильевич попросил лопату статистику за последние 12 лет и пришёл к удивительным выводам. 
Во всём виноват накрутчик В своем анализе Олег Шеин указал на ряд нюансов функционирования отечественной системы сбора статданных.

Так, эсер сообщает, что вплоть до 2016 года статистика руководствовалась данными всероссийской сельскохозяйственной переписи, а вот 2017 и 2018 гг оказалась «в свободном полёте». В таблицах, что выдал Росстат, до 2016 года включительно сбор овощей и бахчевых не превышал 1,4 млн тонн, а вот в два последующих сезона как раз и наметился большой скачок урожайности:
в 2017 году астраханское правительство действительно отчиталось об урожае в 1,7 млн тонн овощей; в 2018 году статистика уже насчитала 1,975 млн. тонн, которые красиво округляются до двух миллионов. 


Олег Шеин утверждает, что этот мощный рост - результат игр со статистикой. Косвенным доказательством этого, по мнению эсера, является то, что в 2017 году число посевных площадей картофеля сократилось, а упрямая статистика всё равно фиксировала рост собираемости. 


«Из ответа [Росстата] следует, что никогда по официальным данным сбор не превышал 1,4 млн. тонн. Два последних года (2017-2018) надо брать с большой осторожностью, поскольку они являются продуктом не переписи, а оценочных данных местных руководителей. Но именно эти два года демонстрируют «стремительный взлет» объемов производства. Видимо, до следующей сельхозпереписи. Что любопытно, процветание бизнеса сопровождалось сокращением посевных площадей. Своего пика они достигли в 2012 году и к 2017 году уменьшились по картофелю на 16%, а по бахчевым - на 27%. При этом фиксировался настоящий прорыв в урожайности», - написал Шеин в своём блоге.

Еще один улика в пользу версии Олега Шеина о накрутках - чрезмерная урожайность астраханского картофеля:

... "Полагаю, что тема урожайности до конца не раскрыта. Например, по картофелю в прошлый год собрано 300 центнеров с гектара. Это больше, чем в Италии (253 ц/га), Испании (281 ц/га) и где бы то ни было в России. Позади нас рекордсмены в виде туляков (250 ц/га) и брянцев (229 ц/га)" ...

Исходя из этого, лидер астраханских эсеров приходит к выводу, что местные власти специально завышают данные. Но не для того, чтобы «покрасоваться» перед астраханцами и федеральным центром, а чтобы получить от федерального центра дополнительные «бонусы».
«На самом деле все эти фокусы со статистикой не столь безобидны. За ними стоит и распределение бюджетных денег между «рекордсменами», и подрыв национальной продовольственной безопасности. Какая уж безопасность при таком подходе к статистике», - уверяет Шеин. Если объяснять «на пальцах», то Шеин хочет сказать следующее: чем больше регионы «накручивают» показатели в статистике, тем больше федеральных средств в том или ином виде могут получить. Просто разные регионы «крутят» что-то своё: кто сельское хозяйство, кто промышленность, кто «социалку» - и получают за это дивиденды. Прямо-таки мошенническая схема вырисовывается.  В минсельхозе всё объяснили: 30 тонн/га - это минимум За разъяснениями мы обратились в региональное министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности.

Как рассказал нам и. о. министра Алексей Галкин, подозрения в отношении статистики со стороны эсеров возникли без оснований. Дело в том, что сведения о выращенной продукции в Росстат передают сами фермеры, причём никто у них над душой не стоит и, что писать, не диктует. «Мы сами берём данные у статистики, причём уже после того, как вся информация собрана и свёрстана», - подчеркнул Галкин, поясняя вопрос "накруток" в статданных. 


У фермеров нет мотива завышать показатели, поскольку при получении господдержки учитывается совсем не урожайность. Субсидии опираются на другие, вполне проверяемые, показатели: площадь посевов либо затраты (например, на строительство мелиоративных систем). К тому же, накрученные цифры урожая - это еще и дополнительные налоги, которые ни один фермер сам себе сознательно повышать не будет. Налоговая ведь тоже смотрит данные статистики.  Что касается, картофельных подозрений Олега Шеина, то Алексей Галкин высказался однозначно: "Цифра в 300 центнеров с гектара - вполне реальна". Более того, у крупных астраханских фермеров она достигает и 400, и 500 центнеров с га. Доказательства тому - законы самого бизнеса. Чтобы высадить и вырастить картофель на одном гектаре земли, фермер должен потратить примерно 300 тысяч рублей. При средней урожайности в 30 тонн с га себестоимость килограмма картошки составит 10 рублей. А с учётом сбора, фасовки и упаковки - 12 рублей за килограмм. В итоге получается не густо. Поэтому КФХ пытаются увеличить урожайность, применяя капельное орошение, передовые методы внесения удобрений и многое другое. Выходит удачно: вплоть до 50 тонн с га в передовых фермерствах. Так что 20 тонн с га - это тот минимум, который не позволяет астраханским фермерам работать в убыток. 

Другое дело, что равняться на Тулу, Брянск и страны Европы в части выращивания картошки, как это делает в своем анализе Олег Шеин, неправильно: там другой климат, достаточно дождей - и фермеры могут себе позволить, не вкладываясь в технологии, получать уверенные урожаи в 200-250 ц/га. При низкой себестоимости это вполне рентабельно.

- Сравнивать астраханскую урожайность нужно не с Европой, а с Израилем, - поясняет Галкин. - Вот там климат и особенности почвы похожи на наши. При этом там обрабатываемых земель меньше, чем в Астраханской области, а урожаи - больше. Это значит, что и у нас еще есть потенциал для роста. И он, я вам скажу, еще очень большой. 


Когда разговор с Алексеем Галкиным дошел до темы уменьшения посевных площадей, министр согласился лишь отчасти.

- Сократились, в основном, площади под зерновые, поскольку для их выращивания необходимо слишком много ресурсов из-за специфического астраханского климата, - ответил А. Галкин. - Да и вообще увязывать площадь посевов с урожайностью в век новых технологий некорректно. Сейчас в Астраханской области есть и капельное орошение, и спринклеры, и механизированный сбор урожая, что значительно повышает собираемость.

Также Галкин напомнил, что в анализе Олега Шеина не учтен еще один важнейший фактор: 

«Не стоит забывать и о развитии сельского хозяйства, открытии новых производств. Только АПК «Астраханский» собирает около 300 тыс. тонн. Какой интерес этому предприятию завышать свои показатели? Их проверяют покупатели и налоговая. Любая накрутка ведёт за собой проверку: а не утаили ли? А не налили ли в пасту наполнителей? Там это очень четко прослеживают», - подчеркнул и. о. министра. 

Ответил Алексей Галкин и на главный аргумент Олега Шеина - о сельскохозяйственной переписи. Он пояснил, что это мероприятие, проводимое Росстатом раз в 10 лет, в первую очередь вычисляет, сколько продукции производят частники на личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) - тех самых дачах и придомовых огородах, которые ни в какую налоговую и статистику никогда не отчитываются, но на рынок продукцию поставляют исправно. Алексей Галкин рассказал:

- По переписи 2006 года ЛПХ давали цифру в 350 тыс. тонн растениеводческой продукции. Этот показатель «завис» на целых 10 лет, и до 2016 года статистика оперировала исключительно этими данными. То есть, когда мы почти десять лет назад перевалили символическую цифру в миллион тонн урожая, 350 000 из них были - из ЛПХ. Конечно, мы понимаем, что это приблизительно, что урожайность ЛПХ не может быть константой и ежегодно варьируется туда-сюда. Но вот есть цифра, есть методика - надо учитывать. Однако в 2016 году произошло вот что: Росстат снова пересчитал все хозяйства - и оказалось, что ЛПХ дают уже чуть более 200 тыс. тонн. Падение произошло. Это логично: многие личные хозяйства решили легализоваться, потому что так проще получить землю в аренду и решить другие вопросы. То есть получается, что если б не перепись 2016 года, то «статистическая» урожайность была бы ещё выше

С точностью до наоборот Получается, что выводы и улики Олега Шеина несколько натянуты. В оправдание политика можно сказать лишь то, что, похоже, он имел в виду не только сельское хозяйство, а игры со статистикой вообще. Однако и в данном случае умозаключения эсера кажутся уж больно смелыми.
Во-первых, у Росстата есть свои методики вычисления показателей, и наверняка слишком большие отклонения подвергаются сомнению и перепроверке. Во-вторых, на федеральном уровне далеко не всё решают статистические отчёты. Даже если допустить, что все показатели Росстата сфабрикованы, в распределении ресурсов и денег участвуют не только они, а сразу несколько параметров, загнанных в сложные формулы расчёта. В-третьих, подлог данных (причём не только статистических) может быть замечен там, «наверху», как это было, например, несколько лет назад, когда Астраханскую область оштрафовали на 5 млрд рублей из-за неправильно выданных субсидий фермерам. Ну, и самое главное в вопросе распределения средств регионам - это, конечно же, личные договорённости и лоббистские возможности губернаторов. Кто-то более расторопен, имеет больше знакомств в нужных кабинетах и просто симпатичный человек, которому помочь приятно. Так что вряд ли статистика играет настолько роковую роль в жизни страны. Скорее, ей удобно «прикрываться» в моменты когда московские начальники раздают слонов и люлей. Но это уже совсем другая история.





Другие новости