Ведущий рубрики: Сергей Синюков
Коль на дворе начало ноября, то есть замечательный повод припомнить главное событие советской разновидности осени – демонстрацию трудящихся, празднующих очередную годовщину великого октября. Точнее, если уж быть совсем аутентичным – Великого Октября! Избежать этого празднования лет 40 назад было решительно невозможно.
Во-первых, потому что – традиция. Во-вторых, потому что отказ от демонстрации 7 ноября мог повлиять на дальнейшую карьеру, время отпуска, академическую успеваемость, квартальную премию, очередь на квартиру, и вообще – попортить тогдашнюю жизнь. А в третьих – отчего бы не пойти, если рассматривать данное мероприятие как вариант коллективного отдыха?
Основной смысл мероприятия заключался в массовом прохождении астраханцев перед трибуной на Ленинской площади. Стройными колоннами и нестройными шеренгами. А на этой трибуне стояли и приветливо махали руками партийные и хозяйственные вожди в шляпах и строгих пальто. Площадь же, радуясь празднику, тонула в кумачовых лозунгах, девизах и социалистических обязательствах.
Несмотря на мощнейший идеологизм праздника, в нем нередко присутствовали искренность и народность. Люди шли семьями и коллективами, под звуки оркестров и гармошек, распевая что-то на разные голоса, от «Варшавянки» и «Марсельезы» до «Каскадеров» и «Поворота». Духовой оркестр в те поры водился чуть ли не на каждом заводе или фабрике, а сами заводы-фабрики-автоколонны-СМУ-РМУ-НИИ-ПМК заполняли тогдашнюю Астрахань как ныне продуктовые магазины. Во время шествия трудящиеся пересекались, обнаруживая по соседству брата-свата-сослуживца-друга детства, что давало повод… выпить за очередную годовщину!
Тут необходимо следующее пояснение. До ноября 1985 года трудящимся абсолютно не возбранялось «согреваться» традиционным российским образом. Для этих целей, между прочим, функционировали автолавки, в которых продавались водка, коньяк, шампанское, а также бутерброды с копченой (!) колбасой, сыром и даже балыком! Детишкам тут же можно было приобрести шоколад «Гвардейский», заварное пирожное и горячий чай в бумажном стакане. И градус народного ликования в холодную погоду непременно повышался.
Кстати. Именно эта особенность праздника привлекала в центр города многочисленных, как тогда говорили, «дуремаров». Это были предприимчивые пожилые астраханцы с рыболовными сачками, которые вылавливали из городских каналов плывущие бутылки. А плыли они косяками и стаями. Напомним, стоили таковые в 70-годах – 12 копеек, а в 80-х – уже 20.
Бутылочному заплыву также имеется объяснение. Колонны различных организаций, по понятным причинам, не могли выйти на площадь одномоментно. Поэтому их формирование начиналось загодя – у магазина «Каспий», Ивановского моста, в створе Коммунистической и других местах центра Астрахани. Пока шла подготовка, а также раздача транспарантов и знамен, люди… общались.
В самом пешем походе нагрузка строго персонифицировалась. Детям было проще всего – они несли воздушные шарики. И поскольку хорошей шуткой юмора считалось взорвать шарик соседа, то к площади многие добирались как Пятачок к ослику Иа. Дамам разрешалось нести легкие знамена и красные гвоздики. А уж мужчинам – все остальное, от портретов членов Политбюро, до антиимпериалистических слоганов. Тяжелее всех было победителям соцсоревнования, которым доверяли катить на тележке паспорт предприятия. Как правило, на нем, кроме названия, наличествовала статистика – сколько, чего и для каких благих целей выпустило данное предприятие в текущей пятилетке. И даже планы на ближайшую перспективу. Именно этот авангард в первую очередь видели и горячо приветствовали отцы города и области, стоявшие на гранитно-мраморной трибуне.
Вот здесь и был своеобразный «глаз бури», точка зенита, центральное место сакрализации праздника! Голос из не очень качественных, но зато больших колонок кричал: «А сейчас на площадь входит коллектив убыр-мубр-тыбр… В текущем году они взяли на себя обязательства гыр-гыр-гыр. Справились с заданием…аш-быш-брыш… на отлично!».
Но это никого не расстраивало. Потому что событие обязательно снимала камера областного телевидения, и репортаж транслировался для астраханцев, по каким -то причинам не вышедшим на демонстрацию. А значит, можно было помахать рукой и попасть на телеэкран! Интересно же, правда?
После официального и, по мере возможности, торжественного прохождения, где-то уже в районе Лебединого озера, транспаранты, портреты и знамена сдавались ответственным лицам. Которые складывали их в грузовики до следующего раза. А сам праздник продолжался! День числился выходным, как тогда говорили, «Красный день календаря», и астраханцы шли в гости, в кинотеатры, магазины, просто гулять! Ведь как ни крути – а это был главный праздник осени советского периода!
Материалы рубрики:
Материал вводный. Немножко водный
"Астрахань: я вспоминаю..." Ехали ведь люди на велосипеде…
"Астрахань: я вспоминаю...": И каждая калория на своем месте
"Астрахань: я вспоминаю...": По самые помидоры
"Астрахань: я вспоминаю...": Гостинцы астраханские
"Астрахань: я вспоминаю...". К нам приехал Луна-парк
"Астрахань: я вспоминаю...". В шатре и добре. Об астраханских свадьбах эпохи застоя
"Астрахань: я вспоминаю...". Самые страшные астраханские тайны
"Астрахань: я вспоминаю...". На толкучку, за джинсами
"Астрахань: я вспоминаю...". Времена, когда одежду «выбрасывали»
"Астрахань: я вспоминаю...". Я вам денежку принес, за квартиру, за январь!
"Астрахань: я вспоминаю...". Что астраханцы читали по ночам, под одеялом?