Ведущий рубрики: Сергей Синюков
В прошлом выпуске мы с вами на примере «толкучки» вспомнили, как непросто было модно выглядеть в тогдашней Астрахани. И поскольку всю одежду на спекулятивной «толкучке» не укупишь, рассмотрим прочие варианты. Итак, где обуться-одеться в Нижнем Поволжье эпохи 80-х?
В магазинах, конечно же. Промтоварные магазины системы Горпромторга пустыми не стояли, наоборот, вешалки и полки ломились от товаров. Правда… товары эти нравились только советским сатирикам и карикатуристам журнала «Крокодил». Легкая промышленность страны за модой не гналась, поэтому отставала лет на несколько. И нередко в Астраханском ЦУМе, магазине «Одежда» на пл. Ленина и других центральных оплотах коммерции висели т.н. «уцененные» костюмы, платья и брюки. Потребительской любви они вызвать не могли по причине физического уродства и полнейшего отсутствия модного лоска.
То же самое происходило и с обувью. Крупнейшим и профильным магазином являлся «Дом обуви» на пл. Ленина. Там всегда в наличии имелись: детские пинетки, сшитые астраханскими школьниками на учебно-производственных комбинатах, резиновые галоши и кеды, ботинки «Прощай, молодость», мягкие тапочки и несносные ботинки. Слово «несносные» употребляется здесь в нужном контексте.
Была местная продукция, астраханской обувной фабрики. Очень на любителя. Хотя женские «лодочки» разбирали. Уверяли, что у нас функционирует отдельная линия, где шьются «лодочки» для жен руководителей обкома и облисполкома. Они в продажу не поступают, разве что в Париж их по чуть-чуть продают. К астраханским башмакам относились со снисходительным патриотизмом. К тому же, обувь из других городов зачастую была еще хуже.
Остальную обувь «выбрасывали», то есть выставляли на продажу по мере поступления и возможности. И тогда тут моментально вырастали километровые очереди. Еще бы! Периодически «выбрасывали» чехословацкую обувь «Цебо», югославские сапоги, румынские кроссовки «Томис», ленинградский «Адидас» и даже немецкие «саламандры». Убиваться не убивались, но драки были.
За одеждой производства дружественных нам ГДР, ВНР, ПНР, МНР и московских фабрик типа «Большевичка» также приходилось побегать. При этом беготня не была эффективным методом. Эффективным считалось дружить с товароведом, продавцом и даже грузчиком «хорошего магазина». Практически у каждого астраханца были знакомые, которые что-то могли достать. Грузчики ценились как сегодня ценятся хорошие юристы и стоматологи.
А вот жителям районов и сел жилось …несравненно лучше. Удивительно, но в каком-нибудь сельпо можно было встретить, к примеру, финские пальто, монгольские кожаные плащи, индийские джинсы и прочие предметы красивой жизни. Но, близок локоть, да не укусишь! Вся фишка в том, что эти товары реализовывались в рамках т.н. потребительской кооперации. Граждане, живущие на селе и державшие животных, сдавали мясо, яйца, шерсть и т.д. И взамен получали возможность купить дефицит.
Многих граждан выручали комиссионные магазины, куда сдавали одежду, не подошедшую по размерам или фасону. Иногда там попадались вполне модные вещи, хотя чаще всего их разбирали многочисленные знакомые продавцов, являвшиеся «по звонку».
На рынке «Большие исады», который тогда назывался просто колхозным рынком, можно было купить продукцию кустарей из солнечного Закавказья, которые на полуподпольных прилавках предлагали «джинсы под фирмУ», кожаные пиджаки, ботинки-шузы, рубашки-батники, футболки с изображением прыгающего каратиста и прочие популярные в народе варианты модной одежды. Качества здесь не гарантировали, но «лейбл» для красоты пришивали.
За «лейблом» нужно было ехать в рыбвтуз. Обучавшиеся там студенты из развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки привозили в Астрахань не только пролетарский привет, но и целый ассортимент барахла. Джинсы, юбки, джемперы и куртки-аляски всегда можно было заказать в одном из общежитий. Цены, правда, были ломовые, но вещи хотя бы можно было померить (на «толкучке» такой возможности зачастую не предоставлялось).
Если же не хватало денег и «выгодных» знакомых, а модно выглядеть хотелось, существовала еще одна дорога. В пошивочное ателье. Их в ту пору водилось множество. Самые популярные – «Малыш» на «Розочке», «Мода и время» у железнодорожного вокзала и Дом быта «Кристалл». И уж там (если повезет с закройщиком!) можно было, посмотрев модные журналы, сшить брюки, юбку или даже костюм!
И, наконец, практиковался способ, о котором наверняка помнят многие астраханские сторожилы. Взять отпуск, сесть в поезд и поехать в Москву, Ленинград, Киев, а лучше всего – в Прибалтику. А уж там, где вещевое снабжение было более колоритным в сравнении с астраханским, походить по магазинам и привезти тряпья мужу, детям, внукам, соседям, знакомым, короче говоря, всем, на кого рук хватит!
Так что нормально одеться и обуться было делом, требующим времени и сил. И определенной удачи!
Материалы рубрики:
Материал вводный. Немножко водный
"Астрахань: я вспоминаю..." Ехали ведь люди на велосипеде…
"Астрахань: я вспоминаю...": И каждая калория на своем месте
"Астрахань: я вспоминаю...": По самые помидоры
"Астрахань: я вспоминаю...": Гостинцы астраханские
"Астрахань: я вспоминаю...". К нам приехал Луна-парк
"Астрахань: я вспоминаю...". В шатре и добре. Об астраханских свадьбах эпохи застоя
"Астрахань: я вспоминаю...". Самые страшные астраханские тайны
"Астрахань: я вспоминаю...". На толкучку, за джинсами