Главное Федеральное Официально Новости кратко Архив рубрик

«Пункт-А» открывает новую рубрику «Астрахань: я вспоминаю…»

10-08-2018

Раз в неделю мы будем рассказывать вам, дорогие читатели, о том, что было интересного в Астрахани 70-80-х годов - часто с доброй грустью, иногда с иронией, но всегда с теплотой. Вспоминать дела давно минувших дней мы будем каждую пятницу, чтобы настроить вас на хорошие выходные.

Если вы хотите выбрать маршрут для нашей машины времени, то предлагайте в комментариях свои темы для «путешествия», присылайте фотоматериалы и забавные случаи из астраханской жизни прошлого. Даёшь ностальгию!

Ведущий рубрики - Сергей Синюков.

Материал вводный. Немножко водный

Сразу хотелось бы сделать оговорку, что все нижеизложенное с последующим, будем надеяться, продолжением, является просто воспоминаниями об Астрахани прошлых десятилетий. Не более того. Мы не делаем попыток восхищаться светлым прошлым, и не ставим задачи очернить его в сравнении с днем сегодняшним. Мы просто напоминаем, что это… было. 
Сейчас, если не ошибаюсь, начало августа? Ну так есть смысл поговорить о летнем отдыхе в Астрахани 70-80 годов прошлого столетия. Водном, конечно, отдыхе, мы же на Волге живем. 
В ту пору астраханцы тоже любили купаться. Вообще, грех было бы этого не делать, учитывая обильные волжские водотоки и приятную летнюю температуру. И не только астраханцы. Гости города также прибывали сюда полежать на солнышке. Это сейчас мы туристов исчисляем миллионами. А тогда, шут его знает, сколько их было, но… много. И центральный пляж города, расположенный аккурат напротив нынешнего Петровского фонтана был «утрамбован» очень плотно. Два трамвайчика без остановки возили туда-сюда купальщиков. 

Тут все было чинно и благородно. Относительно. На дебаркадере играла музыка, шла бойкая продажа мороженого, пива и резиновых кругов, дремали спасатели. Флегматично прогуливался патрульный милиционер… Жизнь кипела интенсивно, как в колонии пингвинов. Недостаток здесь был, пожалуй, только один. Разбитые бутылки и вскрытые консервные банки… И вопли: «Не ходи без сандалий, порежешь ноги!».

Некоей альтернативой пляжу была купальня. Взрослые могли там купаться и загорать исключительно при наличии высокого уровня толерантности к… детям. Которые постоянно прыгали на голову, играли в «коли», орали как ревуны в Центральной Америке. И рассказывали друг другу байки, что раньше здесь была «бездонка», яма глубиной «стопятьсот метров», но после того как один пацан утонул… Сделали эту купалку. Рассказчики традиционно зуб давали в подтверждение. 

Астраханцы и гости города, по каким-то причинам не доехавшие до Центрального пляжа и пренебрегшие купальней могли вполне себе возлежать….  где попало. На берегах Болды и Царева, Кизани и Стрелки, даже на набережной им. 1 мая, философски разглядывая бортовую надпись: «Купаться запрещено». Это, если совсем нет сил доехать до какого-нибудь села, хотя «Ракеты» и «Метеоры» представляли довольно широкий ассортимент возможностей. 


Но круче, конечно же, поехать на природу в собственной лодке. На шашлык! Сложно сказать отчего, однако «Казанок» и «Южанок» в городской черте было «припарковано» просто немыслимое количество! Берег Царева у тогдашней школы милиции был ими просто усеян. Флота маломерного количество безмерное!  Раз уж заговорили о флоте, то здесь, понятное дело не обойтись без двух-трех-четырехпалубных теплоходах, которые, «взявшись за руки», стояли на 17-й пристани. Австрийской, чехословацкой, гэдээровской постройки. Чтобы добраться до «Сергея Лазо» нужно было пройти через «Клару Цеткин», «Афанасия Никитина» и примкнувшего к ним «Климента Готвальда». Попадались также абсолютные раритеты, вроде «Парижской коммуны», которая была чуть моложе библейского ковчега, или «Бородино», что являлся ровестником «Мэйфлауэра».  Эти лайнеры представляли интерес потому, что периодически возили трудящихся (а других просто не было) астраханцев на остров Джергак. Сейчас подобное называется «туром одного дня». Обстояло дело так. В профкоме некоего предприятия, коих было ничуть не меньше, чем единиц маломерного флота, добросовестным сотрудникам выдавали путевки. Недобросовестным, впрочем,… тоже. Поскольку путевок было много. Сотрудники брали членов семей, алкоголь, закуску, игральные карты, а иногда даже волейбольный мяч. И грузились на красавец-теплоход, из буфета которого хрестоматийная продавщица в чепчике угрожающе призывно кричала: «Теплоход «Бородино» - лимонад «БуратинО». Ей, видимо, это казалось удачным каламбуром. 


Так начиналось десятичасовое путешествие. Под Пугачеву-Высоцкого-Марылю Родович ехать было весело, а волжские просторы вызывали неистовый аппетит. И пока дети, икая, опивались «БуратинО», взрослые закусывали вино и водку…банальнейшей и зауряднейшей черной икрой! А чем еще прикажете, учитывая эпоху продовольственного дефицита? Ну, еще на каждом столе, ясное дело - балычок, селедка, помидоры-огурчики, картошка в мундире, фрукты. Не столы – натюрморты! Кстати, застолье вовсе не являлось чем-то, лишенным альтернативы. На теплоходе существовала каюта-салон, где можно было послушать игру на фортепьяно.  И прибыв на Джергак, где находилась оборудованная «зеленая стоянка», все переходили к водным процедурам, искренне радуясь, что природа щедро одарила Астрахань такими уголками. Где можно культурно, как тогда говорили, отдохнуть!  Вот примерно так летом и отдыхали. Недавно. Лет сорок назад.






Другие новости