Накануне мы устроили разбор залётов Национальному рейтингу губернаторов, где Александра Жилкина без суда и следствия объяснимых причин выдворили вон из группы «середнячков» и записали в «аутсайдеры». Однако 20 декабря вышел и другой ранжир - пятый Рейтинг эффективности управления в субъектах Российской Федерации, подготовленный Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК) и Лабораторией региональных политических исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Здесь про нас пишут уже совсем другое.
Точный расчёт
Начнём с того, что у АПЭК методика оценки эффективности управления регионом полностью прозрачна. Создатели рейтинга настолько скрупулёзно описывают каждый критерий, что на соответствующую главу аналитической записки приходится аж 10 страниц
с формулами, графиками и цифрами.
Поэтому уж извините, подробно расписывать каждый критерий мы не будем. Особо интересующиеся могут посмотреть саму
методику. Рейтинг делится на три блока, по каждому из которых проводится своя оценка:
политико-управленческий,
социальный
и финансово-экономический.
Они, в свою очередь, делятся на несколько направлений, которые также оценивается отдельно. Итоговый ранжир представляет собой обобщение рейтингов по этим трём блокам - путём вычисления среднего арифметического.
Исследование включает достаточно широкий перечень показателей. Среди них - результаты выборов, взаимоотношения главы региона с элитами, параметры бюджета, статистические данные по сфере образования, здравоохранения, траты на те или иные сферы и так далее. Кстати сказать, АПЭК тоже опирается на мнения экспертов, но, в отличие от ЦИК «Рейтинг», фамилии сильных ранжира сего находятся в открытом доступе. Так, оценку Астраханской области давал политолог Александр Васильев.
Набираем высоту
Так вот в рейтинге АПЭК у нас всё ну если не прекрасно, то очень неплохо - настолько, что нас даже записали в число регионов, которые резко рванули вверх. Действительно, если год назад мы занимали
59 место, то сейчас мы перескочили
сразу на 45 строчку «хит-парада». Попасть в «твёрдую середину» Астраханская область смогла благодаря социальному блоку и финансово-экономической ситуации в регионе.
Так, в «социалке» нам одним махом прибавили 14 пунктов, благодаря чему регион переместился с 78 места на 64. Отметим, что этот тематический блок состоит из четырёх основных направлений социально значимой сферы, ответственность за которые так или иначе лежит на региональной власти:
здравоохранение;
образование;
межнациональные и межконфессиональные отношения;
развитие социально значимой транспортной инфраструктуры и ЖКХ.
В основном, это статистические данные о смертности и рождаемости, количестве учителей и врачей на тысячу населения, зарплаты бюджетников, расходы бюджета на соцсферу и так далее.
Ещё круче наши дела обстоят в
финансово-экономическом блоке. Здесь мы, как супермен,
рванули сразу на 36 (ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ, КАРЛ!!!) позиций и занимаем теперь 32 место. Фантастика, скажете вы. Нет, голая правда.
Дело в том, что сюда включили такие параметры, как объёмы произведённых сельхозтоваров, индекс промышленного производства, инвестиции и дефицит бюджета. О том, что мы насобирали чуть ли не 2 млн тонн овощей и увеличили индекс промпроизводства по самое «не хочу», мы уже писали. Равно как и о профиците бюджета, который сам по себе даёт весомую прибавку к рейтингу в финансовом блоке.
Таким образом, уверенный рост в этой части ранжира нам обеспечили:
увеличение производства сельхозпродукции
профицитный бюджет
высокий индекс промпроизводства
сокращение госдолга
инвестиции (вспомним новости о увеличении числа резидентов особой экономической зоны, к примеру)
Политическая ситуация испортила всю малину
При таком раскладе мы могли бы вырваться чуть ли не в лидеры рейтинга АПЭК, если б не просели в политико-управленческом блоке.
Год назад мы были на 40 позиции, но по итогам 2017-го Астраханская область опустилась до 52 места.
Здесь ранжир строился на основе следующего:
общественная поддержка главы субъекта Федерации;
эффективность консолидации элиты / урегулирования внутриэлитных конфликтов;
эффективность отношений с федеральным центром:
а) продвижение региональных интересов и поддержка региональных инициатив в федеральном центре;
б) реализация требований федерального центра в регионе;
эффективность работы бюрократического аппарата.
За основу аналитики взяли результаты прошедших недавно выборов в местные парламенты. Вполне вероятно, что не самый лучший результат «Единой России», тотальная победа коммунистов в Ахтубинске и прорыв самовыдвиженцев в муниципальных выборах подкосили устои губернатора. Именно поэтому мы получили низкие оценки по ряду показателей. Кроме того, при оценке глав в данном блоке во внимание брали ежемесячный рейтинг АПЭК, в котором Александр Жилкин застопорился на уровне 50 места. Кроме того, тут оценивали зарплаты и численность чиновников, а также то, сколько денег удалось привлечь из федерального бюджета. Поскольку рейтинг составлялся ДО того, как нам выдали бюджетный кредит в размере 9 млрд рублей, то он в «плюсик» региону не попал. А жаль.
Но даже при этом астраханский взлёт в итоговом протоколе рейтинга - очень хорошая новость.
P. S. В своём Фейсбуке замглавы администрации губернатора Алексей Глухов рассказал о том, как составляется Национальный рейтинг. Поскольку это непосредственный комментарий на нашу статью, мы решили его опубликова «как есть».
А вот и сами скрины анкеты: