Главное Федеральное Официально Новости кратко Архив рубрик

Большой переполох вокруг выборов главы в Малом Арале

08-05-2017

На недавнем заседании политсовета «ЕР» (где было принято много интересных кадровых решений), прозвучала информация, что в августе этого года нас ждут перевыборы главы села Малый Арал. Разбираемся, что же там интересного творится.
Пометка для постоянных читателей:  мы эту тему уже затрагивали пару месяцев назад.  Но на этот раз подробностей будет больше. 
Интрига!
Село Малый Арал расположено на восточной окраине Астраханской области, непосредственно на границе с Казахстаном. Тут проходит железнодорожная ветка, по которой резво бегут поезда, из окон которых иногда выпадают разные свертки. А еще тут расположен мавзолей Букей-хана – достопримечательная святыня казахского народа. Впрочем, на этот раз поговорим не о достопримечательностях.


В селе объявлены новые выборы главы сельсовета. Вполне логичен первый вопрос: а куда дели старого?

Всего четыре сольдо? Ищи дурака!

В прошлом году в селе уже избрали одного главу: выборы выиграл 32-летний «специалист по похозяйственной книге» Роман Серикбаев. Однако разобравшись с делами, он вдруг выяснил, что управлять селом на 600 человек при бюджете в 860 тысяч в год – задача нереальная. На 70 тысяч в месяц надо содержать администрацию и платить людям зарплаты: ответственность огромная, а бонусов – ну никаких. 


Местные источники рассказали, что новоизбранный глава обратился за помощью в райцентр, но глава района Нургали Байтемиров, на выборах сделавший ставку на другого кандидата, Серикбаеву отказал. В итоге, спустя три месяца после выборов новоизбранный глава подал заявление об отставке, а место и.о. занял его заместитель – ставленник Байтемирова Олег Мещеряков – и дотации из райцентра вроде бы возобновились.

Врио больше
Олег Мещеряков оказался тоже интересной личностью. На официальном сайте муниципалитета он представлен вот так:


Порядочное такое лицо, уважаемый гражданин. 
А вот гуглинг по фамилии добавил в картину дополнительных мазков. Во-первых, выяснилось, что ранее Олег Мещеряков 1973 года рождения занимал пост главы администрации МО «Красноярский сельсовет» (вот, например, ссылка на один из документов за его подписью). Потом почему-то трудился охранником в ЧОО «СОКОЛ» (по крайней мере, под этой должностью он баллотировался на выборы депутатов Совета МО «Красноярский сельсовет»). Ну а в сентябре 2016 года прокуратура Красноярского района уличила бывшего главу администрации в махинациях: по материалам следствия, гр. Мещеряков воспользовался служебным положением, чтобы в обход 400 очередников выделить для своего сына муниципальное жилье, которое затем было приватизировано. Красноярский райсуд с доводами следствия согласился. 
Сейчас, конечно, Олег Станиславович оспаривает решение первой инстанции в апелляционном суде, а тем временем продолжает временно исполнять обязанности главы села Малый Арал.


Расклады, расклады
Вот такая экспозиция объявленных выборов. Оппозиция недвусмысленно предупреждена, что соваться не стоит – всех нежелательных победителей райцентр оставит без денег. А вероятный кандидат, ставленник главы района, еще не факт, что сможет принять участие в гонке из-за своих проблем с законом. Впрочем, ничего не мешает Нургали Байтемирову найти другого ставленника. 

Казалось бы, проблема решена и все понятно. И так бы оно и было, если бы на выборах не надо было спрашивать мнения избирателей. А в Малом Арале они, как выясняется, буйные и послушно голосовать по указке главы района почему-то не хотят. За примерами далеко ходить не надо: все то же избрание Романа Серикбаева тому пример… И это не единственное свидетельство «бунташного» нрава аральских жителей.


Он орал: «Спасем Арал!»
Все дело в том, что в конце прошлого года глава района Нургали Байтемиров вышел к региональным властям с благой инициативой: надо спасать Малый Арал. Село загибается, денег нет (почему – см. выше), люди практически умирают от голода, ад и апокалипсис. И выход – один объединить умирающее село с бохатыми соседями. Констатин Маркелов идею поддержал: надо спасать сельчан, да.


Тут же, по подсказке Нургали Исмагуловича, «бедной невесте» подобрали «выгодную партию»: объединять Малый Арал надо обязательно с Байбекским и Степновским сельсоветами.

Степновский – самый богатый сельсовет из тройки: тут прописано всего-то 100 человек, однако на его землях располагаются мощности ООО «Газпром добыча Астрахань», которые платят в местный бюджет очень и очень неплохой земельный налог.  А Байбек тоже живет неплохо за счет того, что ему в первую очередь попадают блага от районной власти: глава района Нургали Байтемиров тут родился, вырос и начинал свою хозяйственную и политическую карьеру. Вотчина, короче. 

Бедные, но гордые
Вот только сами жители Малого Арала «как бы спасаться» не согласились и выдвинули контр-версию, что под благим предлогом кроется банальная схема подготовки «запасного аэродрома» для когда-то всемогущего Нургали Исмагуловича, который со сменой руководства «ГДА» и перестановками в правительстве постепенно теряет рычаги влияния и вряд ли осилит выборы на третий срок.

Злые языки говорят, что истинная цель всей махинации: рейдерский захват Байбеком степновской казны. Мол, Нургали Байтемиров намерен после истечения полномочий избраться в родном Байбеке на главу сельсовета, заполучив степновский бюджет. А Малый Арал ему нужен только для прикрытия перед обладминистрацией: якобы, это мы бедным соседям помогаем.


Маски долой!
Как бы то ни было, согласно правилам, Байбекский совет депутатов выстрелил предложением об объединении трех муниципалитетов. И на это как-то надо было реагировать. Степновцы взяли паузу. А вот мало-аральские депутаты 21 февраля по итогам публичных слушаний задали вполне закономерный вопрос: если уж так всем хочется спасать Малый Арал, то давайте тогда просто объединим село со Степновским сельсоветом – при чем здесь вообще Байбек?

Это решение имеет еще и электоральный смысл. В Байбеке 4500 жителей, в Степном – чуть больше 100, а в Малом Арале прописано 635 человек. При объединении с Байбеком все «присоединенные территории» попросту утратят влияние: ну, максимум получат по одному представителю в совете депутатов. Попадать в вассальную зависимость к соседям Малый Арал не захотел. Степновская администрация, говорят, тоже не в восторге, но спорить в открытую пока не торопится.


7 марта
Тут-то маски благих помыслов о «спасении бедного села» и послетали. Напрочь.

После публички 21 февраля, на заседании 27 февраля депутаты совета МО «Малый Арал» согласились с мнением простых жителей: объединяться с Байбеком не надо – для спасения села достаточно объединения со Степным. Но это решение тут же получило «вето» от и.о. главы села Олега Мещеряков. При этом объяснения причин такого решения не последовало.

Ситуация подвисла. Еще через неделю, 6 марта депутатам Малого Арала начались звонки с приглашением на внеочередное заседание. Звонил Олег Мещеряков, который НЕОЖИДАННО приглашал коллег … тут должна быть барабанная дробь… рассмотреть вопрос о ПРЕОДОЛЕНИИ ВЕТО! Ага, того самого, которое он же и наложил.

В назначенное время, 10:00 7 марта, депутаты собрались в количестве 6 штук. В зале обнаружился также и глава района Нургали Байтемиров. Также пришли и несколько жителей села. Далее – со слов непосредственного участника событий, депутата-коммуниста Рафиха Абдуллаева (как он рассказал нашим коллегам – изданию «Астраханская Правда»):

«На столе имелась только повестка дня, состоящая из одного вопроса «О преобразовании...», и проект ранее уже отклоненного нами решения об объединении с Байбеком. Депутаты З.С. Идрисова, А.И. Курмангазиева и Р.Х. Шуманов, возмутившись вопиющим нарушением закона и регламента Совета, перед началом обсуждения повестки дня демонстративно покинули заседание, выйдя из помещения администрации…»

Само собой, председательствующий, и.о. главы села Олег Мещеряков попытался народных избранников уговорить остаться. Не вышло. Р. Абдуллаев и А. Курамангазиева сели в автомобиль и поехали в Астрахань. В беседе с журналистами Рафих Абдуллаев указал, что почувствовал себя плохо и попросил отвезти его в Кировскую больницу Астрахани. Далее – с его слов:

«По пути наш автомобиль был остановлен двумя нарядами сотрудников ДПС при ОМВД по Красноярскому району, возглавляемыми начальником ОМВД. Нас принудительно пересадили в автомобиль главы района Н.И. Байтемирова и повезли обратно в Малый Арал. По пути Н.И. Байтемиров убеждал голосовать за нужное решение», - сообщает Р.Ж. Абдуллаев. – «По дороге А.И. Курмангазиева почувствовала себя плохо, ей пришлось вызвать фельдшера из Байбека, а на заседание в Малый Арал не везти».

Прибыв обратно в Малый Арал, Р.Ж. Абдуллаев вновь отказался голосовать за предложенные проекты. Его поддержали депутаты З.С. Идрисова и Р.Х. Шуманов, а также собравшиеся возле администрации жители села. Заседание Совета так и не состоялось, решения приняты не были. Сам Р.Ж. Абдуллаев после этого несколько дней пролежал в больнице с высоким давлением.


Не надо стесняться
По итогам операции «Пересаживание» Рафих Абдуллаев написал заявление в Следственный комитет с просьбой разобраться в законности действий сотрудников ДПС и главы района. Последовала ли реакция, не известно.

А тем временем депутаты Малого Арала пошли на принцип и не только отказались ратифицировать план объединения, но и объявили выборы нового главы, которые были бы не нужны, согласись они на план Байтемирова.

Источники «Пункта-А», знакомые с ситуацией, сообщают, что сейчас ситуация по-прежнему остается в подвешенном состоянии, а в недрах администрации Красноярского района обсуждается план объединения двух МО – Байбекского и Степновского сельсоветов, без «бунташного» Малого Арала.

Самая главная трудность этой операции – соблюсти видимую благообразность. Потому что в отсутствие «спасаемых» вся эта схема выглядит именно тем, чем является: планом забрать степновский бюджет под Байбек с дальним прицелом возыметь рычаги давления на «Газпром» через ставку земналога.  




Другие новости