Чума во время пира. Как принимали бюджет Астраханской области на 2015 год
10-12-2014
АСТРАХАНЬ – НОВОСТИ – ПОЛИТИКА – ДУМА – БЮДЖЕТ
Во вторник Дума Астраханской области собралась на очередное внеочередное заседание. Повод самый что ни на есть весомый – принятие бюджета в окончательных (втором и третьем) чтениях. При этом депутаты отнюдь не спешили побыстрее одобрить главный финансовый документ региона и обнаружили в нем уйму недостатков.
– 351 000 000
Главной новостью второго чтения стало урезание бюджета.
Дело в том, что при первом чтении обязанность депутатов – принять главные три цифры: доходы, расходы и дефицит... А все подробности, куда и что пойдет, парламентарии обычно разбирают на втором чтении.
Однако на этот раз с главными цифрами вышла неурядица. Первой же поправкой их пришлось менять. Причем не в сторону увеличения.
В пояснительной записке к поправкам (их выдвинул «и.о. губернатора») объяснялось, что в федеральном бюджете были переиграны некоторые трансферты, которые в итоге серьезно повлияли на наш бюджет. Как результат в бюджете-2015:
Доходы будут составлять 35,47 млрд. рублей (это на 351 млн меньше, чем при первом чтении, когда было 35,82 млрд)
Расходы урезаны на ту же сумму до 38,24 млрд (в начале ноября минфин рассчитывал потратить 38,59 млрд).
Дефицит остался на прежнем уровне в 2,76 млрд (9,5%).
Японский автогонщик Тояма Токанава
Как пояснила председатель бюджетного комитета ДАО Татьяна Максимова, главный удар по бюджету нанесло урезание акцизов на нефтепродукты, которое по решению федеральных депутатов, должно начаться с 1 января 2015 года (как пояснил из зала один из депутатов, нефтяникам таким образом компенсируют затраты на строительство трубопровода в Сибири).
К чему это приведет?
А в тому, что Дорожный фонд Астраханской области, который первоначально планировался в размере 2,25 млрд. рублей, теперь усохнет до 1,71 млрд. – сразу на четверть. При том, что заметная доля дорожного фонда уже потрачена на несколько лет вперед (мост через р. Таловая строился как раз в кредит под залог будущих выплат из дорфонда), это означает, что
С РЕМОНТОМ ДОРОГ В РЕГИОНЕ МОГУТ НАЧАТЬСЯ ПРОБЛЕМЫ.
Впрочем, как пояснила Татьяна Максимова, катастрофическую просадку по акцизам (сразу на 668 млн. в 2015 году) удалось компенсировать за счет роста прогноза налога на прибыль (+532 млн.). С учетом ряда других снижающих и повышающих факторов, в итоге и вышли на сумму в «минус 351 миллион». А могло быть и хуже...
В плену неубиваемого оптимизма
Тезис о росте налога на прибыль вызвал среди депутатов заметные бурления. Дело в том, что прогнозировать этот налог в последнее время стало довольно трудно: сразу несколько крупных налогоплательщиков региона – Газпром, ЛУКОЙЛ, Ростелеком, Мегафон, МТС – перешли на систему уплаты налогов через так называемую «консолидированную группу». По этой системе налог платится не напрямую от местного филиала в местный бюджет, а через головной офис компании, которая сначала собирает прибыль всех филиалов в общий котел, а затем распределяет ее региональным бюджетам пропорционально доле присутствия в каждом субъекте федерации (используются показатели среднесписочной численности работников и остаточной стоимости основных фондов в регионах).
НА ПРАКТИКЕ ЭТО ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ДО САМОГО МОМЕНТА ВЫПЛАТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ, ПРЕДСКАЗАТЬ ЕЕ РАЗМЕР НЕВОЗМОЖНО,
так как астраханские власти в принципе не обладают информацией о том, с какими финансовыми показателями в течение года сработали филиалы компаний по всей стране. Проще говоря, если какой-либо из филиалов Газпрома (например, в Сибири) получит меньше прибыли, то это отразится на налоговых платежах в Астрахани. И предсказать это невозможно.
Тем не менее, каким-то фантастическим образом составители астраханского бюджета выдали прогноз на рост – причем высокоточный: в 2015 году они запланировали получить дополнительно 532 653 600 рублей.
Профицит
Более того, в 2016-2017 годах астраханский минфин рассчитывает получить еще больше налогов,
ЧТО ПОЗВОЛИТ ВЫВЕСТИ БЮДЖЕТ В ПРОФИЦИТ: В 2016 ГОДУ – НА 4,5 МЛРД РУБЛЕЙ, А В 2017 ГОДУ – НА 4,9 МЛРД
Фантастика, да и только. Подобного у нас еще не было.
Примечательно, что составители бюджета оказались настолько уверены в будущих доходах, что позволили себе довольно рискованный шаг: еще раз напоследок залезть в долги. В частности, еще одна «и.о.-губернаторская поправка» установила верхний лимит внутреннего госдолга региона на уровне в 27,1 млрд рублей. При первом чтении месяц назад эта планка была почти на два миллиарда меньше – 25,25 млрд. При этом минфин Виталий Шведов и глава кабмина Константин Маркелов в один голос твердили, что «одна из главных целей бюджетной политики – СОКРАЩЕНИЕ бюджетной задолженности»; на эту тему даже было заключено соглашение с Минфином РФ.
Как же так получается, что при необходимости сокращать долг, составители бюджета повышают планку возможной задолженности? Что это за странная логика?
В пояснительной записке к поправке на этот счет имеется весьма бодрое объяснение: «Поправка внесена в связи с изменением финансового результата в 2016-2017 годах – получением профицита и направлением средств на сокращение долговой нагрузки».
Потрясающая уверенность в себе. Это надо иметь огромную смелость, чтобы на фоне кризиса, падения цен на нефть и санкционной войны заявлять о том, что
«МЫ ПЕРЕСЧИТАЛИ ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА ТРИ ГОДА ВПЕРЕД И УВЕРЕНЫ В ПРОФИЦИТЕ»...
Конечно, глядя на то, как рубль на глазах обесценивается, можно иметь определенные виды на рост рублевой прибыли (и на обесценивание рублевых же кредитов, которые будет легче отдать). Плюс, вроде бы планы по запуску месторождения Филановского в 2016 году должны дать серьезный прирост добывающей промышленности... Но все-таки такая уверенность вызвала у некоторых депутатов закономерное недоумение.
Астраханская народная республика
Лидер астраханских эсеров Олег Шеин вышел к трибуне чтобы прокомментировать проект бюджета с ударной заготовкой в виде эпатажной метафоры:
– То, что сегодня нарисовано в статье о доходах – это фантазии. Этот закон, практически,
МОЖНО ПРИРАВНЯТЬ К ВНЕСЕНИЮ В ДУМУ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОЕКТА УЧРЕЖДЕНИЯ «АСТРАХАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ».
В зале раздались возгласы, что это абсурд. Шеин парировал:
– Абсурд – это предлагать бюджет, который не взаимосвязан ни с тем, как живет вся Российская Федерация, ни с ценами на нефть, ни с фондовыми индексами. При чтении этого проекта создается ощущение, что его составители живут не в России. По крайней мере, не в России образца декабря 2014 года. Этот проект бюджета был бы уместен в мае, но никак не сейчас. Нефть за последние пять месяцев подешевела со $110 до $65, рубль обесценивается, цены растут... А у нас в бюджете стоит прогноз по инфляции – 4,9%. А все, что происходит – это вроде «временных трудностей», «сезонные колебания», которые вот-вот сами собой пройдут.
Тут Олег Шеин выложил еще один мощный козырь:
– Когда мы принимали бюджет на 2014 год, я стоял на этой трибуне и говорил, что прогнозы нашего правительства представляются мне чрезмерно оптимистичными. Сегодня у нас в повестке дня один из вопросов – исполнение бюджета за 9 месяцев 2014 года.
И МЫ ВИДИМ УМЕНЬШЕНИЕ НАЛОГОВ ЗА 2014 ГОД ПО СРАВНЕНИЮ С ПРОГНОЗИРУЕМЫМ ОБЪЕМОМ – НА 4,5 МЛРД РУБЛЕЙ. ТО ЕСТЬ, НА 15%.
В том числе – падение акцизов и поступлений по налогу на прибыль (на 2,9 млрд рублей). При этом надо понимать, что падение могло быть еще серьезнее, если бы не поступление 1,5 млрд рублей на проведение Каспийского саммита. А ведь больше у нас саммита не будет. Как на этом фоне можно всерьез воспринимать заявление составителей бюджета о том, что налог на прибыль в 2015 году вырастет на 1,2 миллиарда по сравнению с текущим годом (с 11,41 млрд до 12,66 млрд рублей – прим. ред.)?
Красный протест
Олег Шеин оказался не одинок в своем недоверии к безграничному оптимизму составителей бюджета. Глава фракции КПРФ Александр Кочков прямо заявил, что коммунисты будут голосовать против предлагаемой версии бюджета:
– Мы считаем неудовлетворительным, что в новом бюджете по сравнению с бюджетом текущего года урезаны статьи, касающиеся ЖКХ (почти на 700 млн. рублей), здравоохранения (на 500 млн.), образования (более чем на 200 млн.), дорожного фонда. Однако наибольшую тревогу вызывает снижение расходов на развитие экономического потенциала региона: по статье «Национальная экономика» в сравнении с текущим годом наблюдается снижение на 300 млн. рублей. На мелиорацию земель при этом выделяется всего 4,5% средств от уровня 2014 года. Полностью закрыта программа «Чистая вода». Голосовать за такой бюджет мы не будем.
В пример астраханцам коммунист привел Ростовскую область которая за счет развития машиностроения легкой промышленности и обрабатывающих производств готова обеспечила прирост в 2014 году на 32,7 млрд рублей – что сравнимо с размером всего бюджета Астраханской области.
Как и предыдущий выступающий, Александр Кочков тоже прибегнул к любопытной метафоре:
– Вот украинцы – пригласили к себе в правительство иностранцев: американцев, эстонцев, грузин – для того, чтобы управляли их различными министерствами. А мы без иностранцев, сами гробим себе экономику.
Третья и четвертая беда России
Эсер Александр Михайлов также порадовал коллег по парламенту яркой (хотя и странной) метафорой:
– Раньше у нас считалось, что в России две беды – дураки и дороги. Теперь же к ним прибавляются еще две – Газпром и ЛУКОЙЛ.
Смысл сравнения поняли не все. В зале раздались возмущенные вопросы, так что г-ну Михайлову пришлось пояснять, что региональная экономика чересчур быстро погружается в зависимость от нефтегазовых доходов, отказываясь развивать другие сектора экономики.
– Любой крестьянин в голодную зиму стоит перед выбором: как поступить с семенами? Смолоть из них муку и насытиться сейчас – или потерпеть, чтобы затем посадить их в землю и получить урожай? Мы сейчас стоим перед таким же выбором. Я сам предприниматель, и ко мне часто обращаются с просьбами о помощи. Стараюсь помогать, по мере возможности. Но я четко понимаю, что всем сразу не поможешь. А отдавать последнее, не вкладываясь в развитие - это вовсе бесперспективный путь.
Муки выбора
Ответить на претензии оппозиционеров взялся председатель регионального парламента Александр Клыканов. Он не стал спорить, что бюджет будущего года не идеален, однако разъяснил основные акценты:
– Мне понятно желание коллег одновременно и сохранить в нетронутом виде социальные программы, и найти достаточное количество инвестиций для развития региональной экономики. Всем бы этого хотелось, чтобы денег хватило на все. Но в нынешней ситуации приходится делать выбор. И я считаю, что выбор очевиден: сохранить социальные выплаты в полном объеме. Сокращения в статьях здравоохранения и образования действительно есть – но только в части капитальных затрат. Все текущие выплаты сохраняются без изменений, люди, которые нуждаются в поддержке государства, не останутся без внимания.
Чтобы успокоить депутатов, переживающих за развитие экономики, Александр Клыканов добавил:
– Мы готовы принять дополнительное постановление, которое обязывает нас и правительство при появлении дополнительных доходов пополнять те статьи, которые сегодня по тем или иным причинам оказались урезаны.
Бюджет был принят думским большинством сразу во втором и третьем чтениях.